До последней капли

До последней капли

В ближайшие месяцы Росстандарт планирует провести внеплановые проверки до тысячи АЗС и нефтебаз.

Риск нарваться на капремонт двигателя после заправки сократился вдвое: опасным является «лишь» каждый десятый литр бензина в России. Фото: REUTERS

Об этом глава Росстандарта Алексей Абрамов рассказал «Российской газете» по итогам публичного обсуждения вопросов качества моторного топлива. Решение о проверках примет правительство, Росстандарт направит доклад об их результатах курирующему вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Провести проверки в сжатые сроки - до начала февраля - и затем определиться с дальнейшими мерами вычистки рынка предложил министр по делам Открытого правительства Михаил Абызов. Не исключено, впрочем, что будет принято решение о более длительной и, соответственно, еще более масштабной кампании.

Первые массовые внеплановые проверки на рынке моторного топлива прошли в 2015 году по поручению президента. Тогда нарушения по физико-химическим свойствам обнаружились на каждой пятой заправке. Они опасны для двигателей и экологии, а иногда и приводят к ДТП - например, когда машина глохнет прямо на железнодорожном переезде. К 2017 году уровень нарушений среди АЗС снизился до 11 процентов (среди сетевых заправок - до 3,5 процента), цель - довести этот показатель до 1 процента, рассказал Абызов.

По итогам первой волны проверок появился жесткий законопроект об оборотных штрафах для АЗС за паленое топливо (1 процент от годовой выручки), в декабре Госдума должна рассмотреть его во втором чтении. На очереди - запуск мобильного навигатора с АЗС, где проверки выявили нарушения по физико-химическому составу, и введение обязательных испытаний продукции, отгружаемой с нефтебаз на заправки.

Дело в том, что паленое топливо производится в основном на мини-НПЗ, на нефтебазах смешивается с нормальной продукцией крупных НПЗ, и под их документами смесь поставляется на автозаправки. Сейчас нефтебазы формально только хранят топливо, хотя де-факто отвечают за его конечный состав. «Мы считаем недопустимым выпуск с нефтебаз продукции, сопровождаемой документами с заводов, поскольку нефтебазы могут смешивать топливо, они не всегда в состоянии обеспечить раздельное хранение различных видов топлива», - подчеркнул Абрамов.

Введение для нефтебаз обязанности проверять топливо в аккредитованных лабораториях станет первым шагом к созданию информационной системы прослеживания качества (а затем и количества) бензина и дизтоплива по всей цепочке - от завода до бензобака, рассказал «РГ» Алексей Абрамов. Она охватит не только НПЗ, нефтебазы и АЗС, но и транспорт (железнодорожный и автомобильный), в котором тоже происходят разные манипуляции. Концепция такой системы только готовится, сказал глава Росстандарта, ее реализация потребует вложений в инфраструктуру со стороны государства и участников рынка, признал он.

В ближайшее время Росстандарт начнет применение экспресс-методов испытаний бензина и дизтоплива. Экспресс-анализатор, разработанный институтом Росстандарта, определяет ключевые физико-химические свойства топлива - октановое число, цетановое число, массовую долю серы, наличие металлов. Если он покажет возможное несоответствие техрегламенту, топливо пройдет полную проверку в лабораторных условиях. Росстандарт выступает за то, чтобы в этом случае приостанавливать продажу потенциально опасного топлива до получения результатов лабораторных испытаний - они длятся несколько дней.

Во время публичных слушаний специалисты сравнили результаты проверок топлива экспресс-анализатором Росстандарта и тест-полосками и дешевым тестером, популярными у блогеров и автолюбителей. Оказалось, что тест-полоскам и тестерам доверять нельзя. Они просто вводят в заблуждение - их результаты принципиально отличаются (причем в разные стороны) от результатов, полученных в аккредитованных лабораториях. Если что-то и покупать, то надо обязательно интересоваться, относится ли прибор к утвержденным типам средств измерений.



29 ноября 2017
16:21
Поделиться