Госдума приняла закон о стандартизации в Российской Федерации
Госдума приняла закон о стандартизации в Российской Федерации
19 июня 2015 г. проект Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» прошел второе и третье чтения в Государственной Думе ФС РФ. За его принятие проголосовали 444 депутата. Следующий этап - рассмотрение закона в Совете Федерации ФС РФ.
Среди основных новелл - возможность применения ссылок в нормативных правовых актах РФ на национальные стандарты и справочники наилучших доступных технологий (НДТ).
Комментируя принятие закона в Госдуме, Руководитель Росстандарта Алексей Абрамов подчеркнул: «Стандартизация способна дать промышленности инструменты для ускоренного внедрения инноваций и серийного производства продукции, содержащей передовые технологические решения. В этом одна из главных целей принятия закона».
Закон не только сократит сроки внедрения в российской промышленности самых современных стандартов (это особенно важно для ее модернизации и выпуска конкурентоспособной отечественной продукции), но и создаст рыночные условия, при которых производители продукции и поставщики услуг будут заинтересованы в повышении качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.
«Большое количество стандартов разрабатывается сегодня совместно с бизнесом, профессиональным сообществом. Крайне важно, чтобы предприниматели активнее подключались к этой работе. Лидерство за тем, кто первым пропишет новейшие стандарты продукции и услуг в своем сегменте - и с его стандартом согласится абсолютное большинство участников рынка. А это малые, средние и крупные предприниматели, отраслевые эксперты. Речь идет об еще одной возможности честного конкурентного преимущества на рынке», - отметил глава ведомства.
Использование готовых стандартов, внедрение систем качества в производство также способно существенно сократить издержки на ведение предпринимательской деятельности. И здесь стандарт становится инструментом поддержки малого бизнеса.
Одно из основных направлений работы на ближайшую перспективу в рамках исполнения задач, поставленных Министерством промышленности и торговли РФ перед Росстандартом, - разработка стандартов в рамках программы по импортозамещению.
В фокусе стандартизации на новом этапе - постоянное повышение параметров качества российской продукции, тиражирование передовых технологий за счет использования методов стандартизации в рамках программно-целевых инструментов, а также активное включение Российской Федерации в работу по международной стандартизации с перспективой выхода на лидерские позиции, заключил Алексей Абрамов.
Также прошел первое чтение законопроект-«спутник» закона о стандартизации в РФ. Речь идет о проекте федерального закона № 630504-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации». Законопроектом предусмотрено внесение изменений более чем в 20 нормативных правовых актов. Законопроект представил официальный представитель Правительства Российской Федерации - первый заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Глеб Никитин. С докладом выступил заместитель председателя Комитета по промышленности Николай Сапожников.
Краткая справка по основным новациям Федерального закона
«О стандартизации в Российской Федерации»
ЗАКОНОПРОЕКТ «О СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Современный подход к стандартизации со стороны основных субъектов этой деятельности – государственных органов и производителей продукции и услуг - определяется тем, что стандартизация сегодня – это ключевое звено политики в области торговых отношений в мировом масштабе, стабилизирующий фактор обеспечения функционирования социально-экономической сферы жизнедеятельности общества, совокупность инструментов повышения конкурентоспособности национальных экономик.
Зарубежная практика правового регулирования деятельности по стандартизации на национальном уровне имеет дело со следующими видами нормативных актов:
- законы о стандартизации (Австрия, Бельгия, Бразилия, Венгрия, Израиль, Китай, Республика Корея, Мексика, Новая Зеландия, Япония, Украина и др.);
- законы о создании и правовом статусе национальной организации по стандартизации (Великобритания, Италия, Канада и др.).
Изменение формы собственности большинства предприятий в Российской Федерации, формирование свободных рынков товаров и услуг, элементов рыночного регулирования в производственной сфере, необходимость существенного ускорения процессов обновления технологической базы и создания новой продукции, т.е. изменение всего уклада российской экономики, произошедшее в последние годы, должно обеспечиваться и поддерживаться современной системой стандартизации в стране, что обусловило разработку законопроекта № 555391-6 «О стандартизации в Российской Федерации», который рассмотрен 26 июня 2014 года на заседании Правительства Российской Федерации и внесен в Государственную Думу Российской Федерации. 15 октября 2014 года законопроект принят в первом чтении.
Законопроект определяет стратегические цели национальной системы стандартизации, в частности - содействие интеграции России в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера, снижение технических барьеров в торговле, установление технических требований к продукции, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека, обеспечение обороноспособности, экономической, экологической, научно-технической и технологической безопасности.
Законопроект «О стандартизации в Российской Федерации» направлен на стимулирование развития отечественного производства и повышение уровня импортозамещения за счет установления требований к объектам закупки в стране на основе национальных стандартов Российской Федерации, разработанных с учетом интересов российского бизнеса.
Правовые механизмы, предусмотренные законопроектом
«О стандартизации в Российской Федерации»
1. Законопроект определяет участников национальной системы стандартизации, устанавливает полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации, федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации, полномочия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и иных государственных корпораций в сфере стандартизации. Четкое разделение полномочий участников национальной системы стандартизации дает возможность эффективно выполнять работы в указанной сфере.
2. Концепция развития национальной системы стандартизации (утв. распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 2006 г. N 266-р) предусматривает необходимость разработки механизмов участия заинтересованных сторон в формировании общей политики в области стандартизации и обеспечения координации деятельности разработчиков стандартов в Российской Федерации национальным органом по стандартизации. В соответствии с указанной Концепцией в законопроекте содержится механизм формирования, работы и координации деятельности технических комитетов по стандартизации и проектных технических комитетов по стандартизации, а также механизм разработки и принятия документов национальной системы стандартизации, национальных стандартов, предварительных национальных стандартов с участием всех заинтересованных лиц.
Механизм разработки и применения предварительных национальных стандартов будет способствовать более активному использованию инноваций в отечественной промышленности и в российских компаниях. Порядок разработки и принятия стандартов полностью соответствует Кодексу добросовестной практики ВТО.
3. Законопроектом определен механизм использования ссылок на национальные стандарты и информационно - технические справочники в нормативных правовых актах. Таким образом, легализуется механизм использования технической документации в актах уполномоченных на установление соответствующих требований органов. При этом применение ссылки в нормативном правовом акте на стандарт не должно рассматриваться в качестве способа установления обязательности применения стандарта. Цель ссылки – обеспечение выполнения технических или функциональных требований нормативного правового акта. Обязательным в данном случае является нормативный правовой акт, а ссылка на стандарт или информационно - технический справочник выполняет исключительно упрощенного способа изложения требований нормативного правового акта.
4. Законопроект обеспечивает возможность использования международных и региональных стандартов, стандартов иностранных государств в деятельности хозяйствующих субъектов, что позволит применять в промышленности наилучшие практики и будет способствовать повышению производительности труда. По оценкам Минпромторга, благодаря законопроекту прямой доступ к международным стандартам позволит сэкономить от 1 до 1,5 лет для освоения перехода на новые стандарты. Отечественные производители получат возможность более широко использовать инструменты стандартизации, наилучшие практики, которые отражены в международных стандартах. Доступ к документам по стандартизации станет более удобным и свободным. Законопроект даст возможность применять зарубежные стандарты напрямую, не дожидаясь принятия аналогичных национальных стандартов.
5. Законопроект направлен на масштабирование проектных решений и тиражирование передовых технологий за счет использования методов стандартизации в рамках государственных программ и федеральных целевых программ.
6. Законопроект учитывает все принципы, установленные Кодексом добросовестной практики (приложение 3 к Соглашению по ТБТ ВТО). Имеется заключение экспертов ЕС о том, что положения законопроекта отвечают положениям Соглашения ВТО по ТБТ.
7. В Концепции развития национальной системы стандартизации (утв. распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 2006 г. N 266-р), в частности, указано, что сформированная на протяжении многих десятилетий система государственной стандартизации в ходе реформы технического регулирования должна быть заменена на национальную систему стандартизации. Новая система, вводимая законопроектом, призвана обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей. Такой баланс обеспечивается также механизмом прозрачности работы технических комитетов по стандартизации - законопроект подробно определяет порядок их создания и функционирования.
8. Законопроект устраняет имевший место в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» перекос применения стандартов исключительно для обеспечения выполнения требований технических регламентов. В основе законопроекта базовый подход - содействие повышению качества и конкурентоспособности отечественной продукции, тиражированию наилучших практик, внедрению инновационных подходов в реальном секторе экономики. Это обусловлено необходимостью решения задач, связанных с развитием реальных секторов экономики Российской Федерации, в том числе модернизацией и технологическим переоснащением национальной промышленности в условиях неопределенности взаимодействия страны с мировой экономической системой, а также фактическим прекращением привлечения современных зарубежных технологий.
9. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» не включает технические условия в качестве документов в сфере стандартизации. Данное несоответствие препятствует полной гармонизации российских принципов стандартизации с международными принципами стандартизации. Учитывая, что сегодня основные требования содержатся именно в технических условиях, изготовители продукции, вопреки формальным положениям законодательства, вынуждены использовать технические условия для определения в договорах условий о качестве продукции, правил ее перевозки, хранения, утилизации. Анализ судебной практики свидетельствует об отсутствии единой позиции по вопросу, возможно ли признать товар, не соответствующий техническим условиям, товаром ненадлежащего качества. Данная проблема решена в законопроекте путем включения технических условий в список документов по стандартизации.
10. В законопроекте содержится норма о том, что требования национальных стандартов, их отдельных положений становятся обязательными для производителей, если они публично заявили о том, что продукция изготавливается в соответствии с национальным стандартом. В то же время законопроект предусматривает ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере стандартизации. Норма об ответственности имеет декларативный характер (не дополняет, изменяет или отменяет ответственность, предусмотренную статьей 14.7 («Обман потребителей») Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП) N 195-ФЗ от 30.12.2001, однако в дальнейшем в КоАП возможно внесение изменений.
Принятие данного законопроекта позволит не только сократить сроки внедрения международных стандартов российской промышленностью, что особенно важно для ее модернизации и выпуска конкурентоспособной отечественной продукции, но и создать такие рыночные условия, при которых сами производители продукции (услуг) будут заинтересованы в повышении качества выпускаемой продукции (оказываемых услуг).
По данным зарубежных исследований (Великобритания, Франция, Германия, Канада и др.), вклад стандартизации оценивается в размере 0,2 - 0,9 % ВВП. Таким образом, в современных условиях принятие законопроекта «О стандартизации в Российской Федерации» позволит в полной мере задействовать потенциал стандартизации в интересах российской экономики, сократить затраты малого и среднего бизнеса и повысить производительность труда за счет применения апробированных наилучших решений, содержащихся в стандартах.
На данный момент законопроект находится на согласовании в Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации и планируется к принятию во втором и третьем чтениях 17 июня 2015 года.