К О Н Ц Е П Ц И Я развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

от 24 сентября 2012 г.                                                                                                 № 1762-р

МОСКВА

Одобрить прилагаемую Концепцию развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года.

Федеральным органам исполнительной власти учитывать положения Концепции, указанной в пункте 1 настоящего распоряжения, при проведении работ в области технического регулирования и стандартизации.

 

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев

 


 

ОДОБРЕНА

распоряжением Правительства Российской Федерации

от 24 сентября 2012 г. № 1762-р

 

К О Н Ц Е П Ц И Я

развития национальной системы стандартизации Российской Федерации

на период до 2020 года

 

I. Введение

Настоящая Концепция содержит систему взглядов на развитие национальной системы стандартизации в Российской Федерации и формирует цели, задачи и направления ее развития на период до 2020 года.

Национальная система стандартизации представляет собой взаимосвязанную совокупность организационно-функциональных элементов, документов в области стандартизации, определяющих в том числе правила и процедуры стандартизации для осуществления деятельности по установлению требований и характеристик в целях их добровольного многократного использования. Документы в области стандартизации направлены на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции, повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и реализацию иных целей и задач стандартизации.

Стандартизация является одним из ключевых факторов, влияющих на модернизацию, технологическое и социально-экономическое развитие России, а также на повышение обороноспособности государства.

Национальная система стандартизации включает в себя комплекс общетехнических стандартов и стандартов по отраслям экономики, стандарты безопасности труда и охраны здоровья, стандарты безопасности при чрезвычайных ситуациях и другие подсистемы стандартизации, а также участников работ по стандартизации, в том числе по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), и документы по стандартизации такой продукции. Документы по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) увязаны с национальными стандартами за счет комплексности стандартизации, обеспечивающей проведение работ по стандартизации взаимосвязанных объектов. Деятельность по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) обеспечивается в том числе за счет взаимосогласованных процедур планирования, разработки, принятия, пересмотра и отмены документов по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), а также национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, применяемых при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации оборонной продукции (работ, услуг) и внесения в них изменений.

Стандартизация призвана обеспечивать:

·      развитие добросовестной конкурентоспособности продукции (работ, услуг);

·      выпуск и обращение инновационной и высокотехнологичной продукции;

·      устранение технических барьеров в торговле;

·      повышение уровня безопасности продукции (работ, услуг) и ее качества;

·      защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

·      охрану окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

·      предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

·      энергетическую эффективность и ресурсосбережение.

Стандарты являются инструментом снижения технических барьеров в международной торговле.

 

II. Современное состояние национальной системы стандартизации

Законодательную и нормативную базу национальной системы стандартизации составляют:

·      Конституция Российской Федерации;

·      международные соглашения, регулирующие вопросы стандартизации;

·      Федеральный закон "О техническом регулировании", определивший правовые основы стандартизации в Российской Федерации, участников работ по стандартизации, правила стандартизации, правила разработки стандартов и добровольность их применения, правила использования документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований национальных технических регламентов;

·      нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации;

·      документы в области стандартизации, используемые на территории Российской Федерации.

·      Организационно-функциональную структуру национальной системы стандартизации составляют:

·      национальный орган по стандартизации (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии);

·      федеральные органы исполнительной власти, а также организации, осуществляющие функции государственных заказчиков при выполнении работ по стандартизации;

·      технические комитеты по стандартизации;

·      совещательные органы по стандартизации;

·      межотраслевые советы по стандартизации;

·      службы стандартизации юридических лиц;

·      организации (в том числе научные), деятельность которых связана с работами в области стандартизации.

В состав федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов входят:

·      национальные стандарты;

·      правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

·      применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

·      стандарты организаций;

·      своды правил;

·      международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

·      надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных  государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом по стандартизации;

·      предварительные национальные стандарты.

В ходе реализации Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2006 г. № 266-р, сформированы основные направления развития стандартизации при участии федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, а также бизнес-сообщества и общественных организаций в работах по международной и региональной стандартизации.

В законодательные и правовые акты Российской Федерации, в том числе в сфере налогового администрирования и технического регулирования, внесены изменения, которые позволили:

·      повысить роль национального стандарта (предварительного национального стандарта) в техническом переоснащении и модернизации промышленного производства продукции, в том числе высокотехнологичной;

·      обеспечить применение изготовителем национального стандарта в качестве добровольно применяемого документа для оценки (подтверждения) соответствия продукции установленным обязательным требованиям;

·      значительно снизить неоправданные технические барьеры для вывода на рынок впервые выпускаемой в обращение продукции, то есть продукции, которая ранее не находилась в обращении на территории Российской Федерации или которая выпускалась ранее в обращение, но свойства или характеристики которой впоследствии были существенно изменены;

·      отнести затраты предприятий на разработку национальных стандартов к расходам на производство и реализацию товаров и услуг;

·      использовать международные, межгосударственные и региональные стандарты, а также документы в области стандартизации иностранных государств, принятые на учет национальным органом по стандартизации в целях ввода продукции в обращение и оценки ее соответствия.

В настоящее время в информационный фонд международных стандартов включено более 24000 стандартов.

За период с 2006 по 2010 годы принято и введено в действие более 3000 документов по стандартизации. Уровень их гармонизации с международными стандартами составляет 70 процентов.

Существующие проблемы в национальной системе стандартизации в значительной степени обусловлены тем, что в Федеральном законе "О техническом регулировании" стандартизация в основном рассматривается как инструмент обеспечения выполнения требований технических регламентов. В указанном законе не в полной мере отражены положения, определяющие разработку и актуализацию документов в области стандартизации. Между тем стандартизация должна рассматриваться как инструмент повышения качества жизни граждан и конкурентоспособности продукции (работ, услуг). Кроме того, данный закон не регулирует отношения в области охраны труда, в социальной сфере, в области систем менеджмента, оказания услуг и других областях, применительно к которым разрабатываются национальные стандарты.

Организационно-функциональная  структура системы стандартизации нуждается в модернизации, одним из основных аспектов которой является повышение роли национального органа по стандартизации для реализации целей и задач, предусмотренных настоящей Концепцией.

Продолжается отток специалистов по стандартизации из научно-исследовательских организаций и предприятий промышленности, что приводит к снижению качества разработки национальных стандартов по целому ряду направлений стандартизации.

В этой связи необходимо определить приоритеты, стратегические цели, задачи, принципы и направления развития национальной системы стандартизации.

 

III. Стратегические цели, задачи и принципы развития

национальной системы стандартизации

Стратегическими целями развития национальной системы стандартизации на период до 2020 года являются:

·      содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;

·      снижение неоправданных технических барьеров в торговле;

·      улучшение качества жизни населения страны;

·      установление технических требований к продукции, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда;

·      обеспечение обороноспособности, экономической, экологической, научно-технической и технологической безопасности Российской Федерации, а также безопасности при использовании атомной энергии;

·      повышение конкурентоспособности отечественной продукции (работ, услуг);

·      обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества людей, животных, растений, охраны окружающей среды, содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;

·      предупреждение действий, вводящих потребителя в заблуждение;

·      совершенствование системы стандартизации, отвечающей положениям Соглашения Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле и соглашениям в рамках Таможенного союза в сфере технического регулирования;

·      содействие экономической интеграции государств - членов Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств;

·      содействие трансферту наилучших лабораторных практик;

·      активизация работы в международных и региональных организациях по стандартизации;

·      расширение применения информационных технологий в сфере стандартизации;

·      координация разработки международных, региональных и национальных стандартов с участием российских специалистов и технических комитетов по стандартизации.

Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции (работ, услуг) необходимо решить следующие задачи:

·      установить (с учетом новейших достижений науки и уровня развития современных технологий) требования к техническому уровню и качеству продукции (работ, услуг), сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также нормам в области проектирования и производства продукции, позволяющим ускорить внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров, а также обеспечить взаимозаменяемость элементов сложной продукции;

·      создать условия для производства и выпуска в обращение инновационной продукции, в том числе продукции наноиндустрии, обеспечения энергоэффективности, включая использование альтернативных источников энергии, а также для рационального использования ресурсов;

·      осуществить модернизацию и технологическое переоснащение промышленного производства;

·      содействовать взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях экономики;

·      повысить роль стандартизации в технологических процессах производства промышленной продукции;

·      осуществлять добровольное подтверждение соответствия для установления соответствия национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций и сводам правил;

·      осуществлять применение методов и средств стандартизации в федеральных целевых и иных государственных программах, направленных на модернизацию экономики страны.

Для совершенствования системы стандартизации необходимо решение следующих задач:

·      совершенствование организационной структуры стандартизации на государственном и ведомственном уровнях, планирование разработки национальных (национальных предварительных) стандартов и сокращение сроков их разработки, в том числе исходя из необходимости учета обязательств, принятых Российской Федерацией при вступлении во Всемирную торговую организацию, а также внедрение в процессы стандартизации принципиально новых информационных технологий;

·      максимально возможное применение международных и региональных стандартов для осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции установленным требованиям.

Для содействия экономической интеграции государств - членов Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств необходимо решение следующих задач:

·      сохранение хозяйственных, торговых, научно-технических и иных отношений;

·      реализация скоординированной политики по обеспечению разработки, принятия и применения межгосударственных стандартов;

·      установление единых требований к продукции на экспортных рынках;

·      разработка единых классификаторов и каталогизация продукции.

Настоящая Концепция предусматривает организационное и методическое единство национальной системы стандартизации с учетом особенностей отраслей и сфер общества.

В основе развития национальной системы стандартизации будут использоваться следующие принципы стандартизации:

·      добровольность применения заинтересованным лицом документов в области стандартизации и обязательность соблюдения указанным лицом требований, содержащихся в этих документах, в случае объявления об их использовании, а также в случае определения обязательности исполнения требований стандартов в рамках контрактных (договорных) обязательств;

·      применение в установленном порядке на территории Российской Федерации международных и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств;

·      максимальный учет мнения заинтересованных лиц при разработке документов в области стандартизации;

·      обеспечение преемственности работ по стандартизации;

·      обеспечение условий для единообразного применения документов в области стандартизации;

·      обоснованность разработки документов в области стандартизации;

·      открытость (прозрачность) процедур разработки документов в области стандартизации;

·      обеспечение доступности документов в области стандартизации и информации о них для заинтересованных лиц;

·      однозначность понимания требований, включаемых в документы в области стандартизации;

·      соответствие документов в области стандартизации нормативным правовым актам Российской Федерации;

·      прогрессивность и оптимальность требований документов в области стандартизации;

·      унификация процессов разработки, хранения стандартов, а также процессов внесения в них изменений и обеспечения доступа к документам в области стандартизации;

·      обеспечение системности и комплексности информационных ресурсов в области стандартизации с использованием информационных технологий;

·      обеспечение актуальности и достоверности информационных ресурсов в области стандартизации.

 

IV. Направления развития национальной системы стандартизации

1. Развитие национальной системы стандартизации и совершенствование ее законодательных основ

Развитие национальной системы стандартизации должно отвечать основным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, бюджетной стратегии и решениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, касающимся развития реальных секторов экономики, а также международным нормам и правилам и основываться на внедрении проектных и процессных принципов управления, на организационных преобразованиях, обеспечивающих открытость системы и ее эффективное взаимодействие с потребителями информационных ресурсов в сфере стандартизации.

Совершенствование законодательства в сфере стандартизации Российской Федерации предполагает:

·      приведение национальной системы стандартизации в соответствие с международными соглашениями и иными нормативными документами в области стандартизации наднационального уровня в целях совершенствования и оптимизации структуры национальной системы стандартизации;

·      уточнение видов документов в области стандартизации на основе рекомендаций Международной организации по стандартизации;

·      совершенствование процедур планирования работ по стандартизации, процедур разработки, утверждения, проверки, пересмотра, отмены и внедрения документов в области стандартизации;

·      упрощение процедур и сокращение сроков утверждения национальных стандартов, идентичных международным и европейским стандартам;

·      усиление роли стандартизации на уровне предприятий для технического переоснащения и модернизации производства, преодоления сложившейся тенденции ликвидации служб стандартизации в субъектах хозяйствования;

·      стимулирование участия организаций и предприятий промышленности в работах по стандартизации, в том числе на принципах частно-государственного партнерства;

·      расширение практики применения в правовых актах и иных документах ссылок на документы в области стандартизации в качестве источника, позволяющего идентифицировать документ (составную часть документа), касающийся аспектов стандартизации, с учетом практики государств - членов Всемирной торговой организации и основных торговых партнеров Российской Федерации;

·      отмену правовых и иных норм, противоречащих Соглашению Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле;

·      совершенствование деятельности технических комитетов по стандартизации, а также организаций, выполняющих работы в области стандартизации;

·      обязательность применения документов в области стандартизации для оценки соответствия продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, при закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;

·      применение Кодекса добросовестной практики применительно к разработке, утверждению и применению стандартов (приложение № 3 к Соглашению Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле);

·      совершенствование правового регулирования в области государственного управления, оптимизация функций федеральных органов исполнительной власти в области стандартизации (включая организацию разработки и актуализацию) в конкретных секторах экономики;

·      совершенствование организации размещения заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд в части более широкого использования национальных стандартов как инструмента соблюдения технических требований к закупаемой продукции (работам, услугам) или ее отдельным видам;

·      совершенствование правового регулирования корпоративных отношений, предусматривающих формирование модели, стимулирующей деятельность малого и среднего бизнеса по созданию производств и их технологической модернизации.

В целях концентрации усилий по развитию национальной стандартизации, однозначного понимания целей и задач национальных стандартов, обеспечения единства терминологии необходимо исключить употребление в национальном законодательстве словосочетания "федеральный стандарт" в отношении стандартов, не относящихся к сфере технического регулирования и аспектам стандартизации.

2. Приоритетные направления развития стандартизации

Для возвращения технологического лидерства, а также формирования устойчивого вектора развития российской экономики работы в области национальной стандартизации будут осуществляться в следующих приоритетных направлениях:

·      атомная промышленность;

·      технологии безопасного обращения с радиоактивными отходами, отработавшим ядерным топливом;

·      высокотехнологическая химия;

·      композитные и неметаллические материалы;

·      модернизация машиностроительного комплекса, в том числе тяжелого и транспортного машиностроения;

·      авиационная и судостроительная промышленность;

·      космические технологии;

·      телекоммуникационные и информационные технологии;

·      технологии, основанные на применении спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС;

·      медицинские изделия;

·      медицинские технологии и фармацевтика;

·      биотехнологии;

·      нанотехнологии;

·      энергоэффективность;

·      развитие техники и технологий в нефтегазовой и горнорудной отраслях;

·      строительство;

·      создание "интеллектуальных" сетей и цифровых подстанций в электроэнергетике, направленных в том числе на обеспечение надежного и бесперебойного электроснабжения, сокращение издержек, повышение производительности и энергоэффективности электросетевого комплекса страны;

·      обеспечение безопасности труда и сохранения здоровья в части установления технических требований к продукции;

·      развитие услуг, в том числе производственных, для социально незащищенных слоев общества;

·      повышение устойчивости работы систем жизнеобеспечения, в том числе жилищно-коммунального хозяйства;

·      обеспечение безопасности и повышение конкурентоспособности продукции легкой промышленности;

·      обеспечение безопасности и повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса, в том числе развитие органического сельского хозяйства;

·      развитие транспортной отрасли;

·      обеспечение безопасности дорожного движения;

·      гражданская оборона и технологии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также обеспечение пожарной безопасности;

·      менеджмент предприятий, оценка соответствия, защита прав потребителей;

·      охрана окружающей среды, в том числе регулирование природоохранной деятельности, определение уровней вредных воздействий на окружающую природную среду и человека, экологическая оценка и экологическое управление деятельностью субъектов хозяйствования, методология оценки риска для здоровья и окружающей среды, а также утилизация продукции и отходов производства.

Указанный перечень приоритетных направлений развития стандартизации не является закрытым. Изменения и конкретизация определенных приоритетов будут зависеть от конъюнктуры национального и мирового рынков, а также от инициативы предпринимателей и работников соответствующих отраслей экономики.

3. Разработка национальных стандартов в приоритетных отраслях экономики

Разработка национальных стандартов в приоритетных отраслях экономики должна осуществляться на основе общепринятых международных принципов стандартизации.

При этом необходимо обеспечить:

·      ежегодное обновление от 10 процентов до 15 процентов фонда стандартов в секторах экономики с высоким потенциалом развития;

·      гармонизацию национальных стандартов с международными стандартами;

·      сокращение сроков разработки и обновления национальных стандартов, в том числе исходя из обязательств, принятых Российской Федерацией при вступлении во Всемирную торговую организацию;

·      создание механизма постоянного обновления национальных стандартов на базе передовых международных и региональных стандартов, обеспечение разработки национальных стандартов на базе проектов международных стандартов (до их окончательного принятия) с учетом требований законодательства Российской Федерации;

·      разработку документов по стандартизации в целях соблюдения требований, не относящихся к техническому регулированию, и их гармонизацию с аналогичными требованиями, установленными в государствах - членах Таможенного союза и Европейского союза, с учетом требований законодательства Российской Федерации;

·      создание инновационной и высокотехнологичной продукции.

При подготовке программ разработки национальных стандартов необходимо обеспечить:

·      разработку стандартов, направленных на развитие промышленной инфраструктуры и основополагающих инновационных технологий, на основе информационных технологий в области автоматизации промышленного производства (MES-технологий, СALS-технологий и т.д.), нанотехнологий, энергосберегающих технологий и т.п.;

·      разработку стандартов, направленных на безопасное развитие и безопасное функционирование организаций  атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов, а также ядерных энерготехнологий нового поколения;

·      регулирование рынка вредной и потенциально опасной продукции с помощью систем экологического менеджмента и экологических нормативов с постоянной их актуализацией.

При этом в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предотвращения экологических и техногенных катастроф, а также обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства в отдельных секторах экономики (строительстве, энергетике, оборонной промышленности) могут определяться перечни документов в области стандартизации, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, а также установленных обязательных требований к оборонной продукции (работам, услугам), поставляемой по государственному заказу, иной продукции в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", а также к ракетно-космической технике.

Важнейшим вопросом, определяющим успешность экономического, технологического и социального развития Российской Федерации на ближайшую и среднесрочную перспективу, является вопрос качества в самом широком смысле этого слова. На современном этапе наблюдается объективный процесс общественного осознания роли высокого качества во всех областях человеческой деятельности. Национальная система стандартизации должна учитывать и реализовывать лучшую международную практику управления качеством.

Консолидируя усилия общества на улучшение качества продукции, следует предпринять меры по созданию современной информационной системы, предоставляющей информацию по качеству продукции и соответствующей современному уровню развития информационных технологий.

Для обеспечения работ по стандартизации инновационных технологий техническим комитетам по стандартизации и научным организациям необходимо:

·      осуществлять постоянный мониторинг современных достижений науки и техники с целью своевременного определения приоритетных направлений развития рынков высоких технологий, оценки потенциального развития этих рынков на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

·      обеспечивать четкое соответствие областей деятельности национальных технических комитетов с межгосударственными и международными техническими комитетами или подкомитетами.

Для эффективного внедрения национальных стандартов необходимо создать современную систему их распространения, основанную на информационных технологиях и предполагающую более широкое информирование обо всех этапах разработки, утверждения и отмены документов по стандартизации.

Одним из эффективных инструментов ускорения работ по стандартизации должен стать предварительный национальный стандарт. Он может приниматься в одном из следующих случаев:

·      для ускоренного внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

·      для освоения принципиально новых видов продукции, методов испытаний и измерений, технологических процессов (в том числе нетрадиционных) и способов управления производством;

·      для использования передового зарубежного опыта промышленно развитых стран;

·      для проверки на практике спорных решений, не получивших консенсуса, при обсуждении проектов национальных стандартов.

За основу предварительных национальных стандартов могут быть приняты стандарты организаций и иные документы, определенные в рамках национальной системы стандартизации.

Организация проведения мониторинга и оценки применения предварительных национальных стандартов возлагается на национальный орган по стандартизации (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии).

4. Совершенствование деятельности в сфере межгосударственной стандартизации

Современное состояние фонда межгосударственных стандартов (ГОСТ) требует скорейшей модернизации.

Применение межгосударственных стандартов (ГОСТ) в качестве доказательной базы технических регламентов Таможенного союза требует совершенствования и повышения эффективности работ по межгосударственной стандартизации в рамках Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации и Межгосударственной научно-технической комиссии по стандартизации, техническому нормированию и оценке соответствия в строительстве, что позволит:

·      повысить роль и влияние Российской Федерации в межгосударственной системе стандартизации, в том числе при определении приоритетных направлений межгосударственной стандартизации и принятии межгосударственных нормативных документов;

·      создать условия для обеспечения эффективной интеграции в области стандартизации и технического регулирования как в рамках Таможенного союза, так и в рамках Содружества Независимых Государств;

·      повысить роль межгосударственной системы стандартизации как эффективно работающей региональной системы.

В сфере межгосударственной стандартизации планируется:

·      достичь динамики принятия (внесения изменений) межгосударственных стандартов (ГОСТ), позволяющей в короткие сроки обновить фонд межгосударственных стандартов (ГОСТ) для реализации целей стандартизации, предусмотренных настоящей Концепцией;

·      создать эффективный механизм внесения изменений в межгосударственные стандарты (ГОСТ) в целях обеспечения выполнения требований, установленных в технических регламентах Таможенного союза;

·      определить оптимальное соотношение межгосударственных стандартов (ГОСТ) и национальных стандартов для обеспечения выполнения целей и задач настоящей Концепции.

·      Реализация указанных мероприятий будет осуществляться за счет:

·      разработки межгосударственных стандартов (ГОСТ) для целей оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза;

·      разработки и реализации соответствующих целевых программ в рамках межгосударственной стандартизации;

·      мониторинга и актуализации межгосударственных стандартов (ГОСТ), входящих в перечни стандартов, используемых в качестве доказательств соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза;

·      отмены положений национальных стандартов, которые противоречат межгосударственным стандартам (ГОСТ), включенным в перечни стандартов, применение которых обеспечивает соблюдение требований технических регламентов Таможенного союза;

·      уведомления государств - членов Таможенного союза о начале разработки национальных стандартов и прекращении таких работ при принятии решения о разработке межгосударственного стандарта (ГОСТ);

·      разработки национальных стандартов, в том числе предварительных национальных стандартов, для целей оценки (подтверждения) соответствия инновационной продукции.

5. Развитие стандартизации оборонной продукции, специальной техники и специальных средств, стандартизации в области использования атомной энергии

Особенности стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг),    используемой    в    целях    защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также особенности процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Развитие стандартизации специальной техники и специальных средств должно осуществляться по следующим основным направлениям:

·      планирование работ по разработке национальных стандартов на специальную технику и специальные средства, поступающие в свободное обращение на рынок, в рамках деятельности существующих технических комитетов;

·      совершенствование нормативной правовой базы Российской Федерации, предусматривающей разработку документов в области стандартизации (включая национальные стандарты), устанавливающих обязательные требования в отношении специальной техники и специальных средств.

6. Усиление роли бизнеса в работах по стандартизации

Для усиления роли бизнес-сообщества в работах по стандартизации необходимо на законодательном уровне закрепить систему стимулирующих мер, включающих:

·      финансирование разработки национальных стандартов на принципах государственно-частного партнерства, предусматривающего активное участие бизнеса в работах по стандартизации (в разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и их актуализации (в том числе в отношении инновационной продукции), позволяющих ускорить внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества;

·      участие организаций и предприятий промышленности в разработке концептуальных документов по стандартизации, в формировании планов и программ национальной стандартизации;

·      выделение в государственных программах и федеральных целевых программах отдельных разделов, предусматривающих мероприятия по стандартизации продукции и технологических процессов;

·      совершенствование организации размещения заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд в части более широкого использования национальных стандартов как инструмента соблюдения технических требований к закупаемой продукции (работам, услугам) или ее отдельным видам.

7. Активизация участия Российской Федерации в международных и региональных организациях по стандартизации

Участие Российской Федерации в международном сотрудничестве в области стандартизации должно содействовать прежде всего развитию национальной экономики, расширению внешней торговли, укреплению научно-технических, экономических и промышленных связей с зарубежными странами, повышению качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке пропорционально запросам глобального рынка. Национальный орган по стандартизации представляет интересы Российской Федерации в международных и региональных организациях по стандартизации.

Международное сотрудничество в области стандартизации должно быть направлено:

·      на активизацию участия Российской Федерации в Международной организации по стандартизации, Международной электротехнической комиссии, Международном союзе электросвязи при непосредственной поддержке государства и субъектов предпринимательской деятельности;

·      на возврат Российской Федерации в 1 группу Международной организации по стандартизации и группу А Международной электротехнической комиссии;

·      на увеличение числа секретариатов технических комитетов (подкомитетов, рабочих групп) в Международной организации по стандартизации и Международной электротехнической комиссии, возглавляемых Российской Федерацией, а также в приоритетных областях национальной экономики;

·      на обеспечение участия российских экспертов в работе международных технических комитетов по стандартизации для поддержки интересов Российской Федерации при разработке международных стандартов;

·      на формирование системы работы с российскими экспертами в Международной организации по стандартизации и Международной электротехнической комиссии, а также в иных международных организациях по стандартизации;

·      на содействие вступлению и участию Российской Федерации в международных организациях, включая обеспечение деятельности в рамках Всемирной торговой организации, развитие Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, и вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития;

·      на повышение степени участия бизнеса в работах по международной стандартизации;

·      на обеспечение взаимодействия с другими национальными органами и организациями по стандартизации в целях активного применения региональных и международных стандартов, благоприятного инвестиционного климата в России и продвижения отечественной продукции на международные рынки;

·      на организацию вступления России в Европейский комитет по стандартизации и Европейский комитет по стандартизации в области электротехники и электроники.

8. Развитие экономических основ стандартизации

В целях развития экономических основ стандартизации необходимо:

·      предоставление государством приоритетного финансирования стандартизации, направленной на обеспечение безопасности охраны труда (в части установления технических требований к продукции), здравоохранения, медицинских технологий, сферы транспорта, а также на поддержку социально незащищенных групп населения и основополагающих национальных стандартов;

·      поэтапное формирование условий для ускоренного развития системы стандартизации с учетом объективных запросов общества и рыночной экономики, которые к ней будут предъявляться.

9. Развитие стандартизации инновационной продукции

В целях развития стандартизации инновационной продукции необходимо:

·      обеспечение возможности трансферта наилучших доступных технологий в рамках разработки и применения стандартов;

·      обеспечение сокращения процедур и времени разработки стандартов на инновационную продукцию с учетом жизненного цикла инновационных технологий;

·      осуществление разработки стандартов в отношении новых видов продукции и технологий, создаваемых при реализации федеральных целевых программ и выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

·      осуществление разработки предварительных национальных стандартов для скорейшего выхода инновационной продукции на рынок;

·      включение при необходимости в государственные программы и федеральные целевые программы разделов по стандартизации и метрологии;

·      создание новых технических комитетов по стандартизации по инновационным направлениям;

·      обеспечение интеграции деятельности промышленных научно-исследовательских институтов и научно-исследовательских институтов по стандартизации для развития стандартизации инновационной продукции на стадии исследований и разработок.

10. Информационное обеспечение работ в области стандартизации

Информационное обеспечение работ в области стандартизации должно предусматривать:

·      информационную поддержку разработчиков национальных стандартов с использованием баз данных Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов;

·      межведомственный обмен информацией в процессе выполнения работ в области национальной стандартизации и обеспечение доступа федеральных органов исполнительной власти к документам по стандартизации, содержащимся в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

·      свободный обмен информацией о фондах документов по стандартизации государств - членов Таможенного союза;

·      формирование тематических тезаурусов, терминологических словарей, содержащих стандартизированные термины и определения;

·      создание русскоязычных версий международных (региональных) стандартов и переводов национальных стандартов зарубежных стран;

·      пропаганду основ стандартизации в средствах массовой информации.

Информационное обеспечение работ в области стандартизации потребует последовательной            проработки    функциональной, информационной и технологических архитектур национальной системы стандартизации с последующим поэтапным внедрением новых технологических решений.

11. Совершенствование системы подготовки специалистов и экспертов в области стандартизации

Для обеспечения высокого уровня национальной стандартизации, успешного представления интересов Российской Федерации в международных и региональных организациях по стандартизации и повышения эффективности использования документов по стандартизации в отраслях экономики необходимо наличие высококвалифицированных специалистов в области стандартизации, а также владение вопросами стандартизации инженерным и экономическим персоналом.

С учетом динамичного развития стандартизации следует обеспечить как подготовку специалистов в области стандартизации в высших и средних специальных учебных заведениях, так и периодическое повышение квалификации работающих специалистов.

Для решения этих задач необходимо:

·      актуализировать или ввести в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования инженерного и экономического профиля дисциплины по стандартизации по соответствующим направлениям подготовки;

·      развивать возможности получения обучающимися в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и среднего профессионального образования дополнительного образования в области стандартизации параллельно с освоением ими основной профессиональной образовательной программы;

·      обеспечить в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов     высшего профессионального образования привлечение практикующих специалистов в области стандартизации к формированию соответствующих компетенций в рамках подготовки бакалавров, специалистов и магистров;

·      обеспечить расширение с участием бизнес-сообщества практики профессиональной переподготовки руководителей и специалистов в области  стандартизации  и  периодического  повышения  квалификации персонала, работающего по направлениям стандартизации в отраслях экономики;

·      обеспечить постоянное взаимодействие национального органа по стандартизации с Министерством образования и науки Российской Федерации, объединениями работодателей, образовательными учреждениями высшего профессионального образования и среднего профессионального образования и иными образовательными организациями по актуализации федеральных государственных образовательных стандартов, а также федеральных государственных требований к образовательным программам профессиональной переподготовки специалистов в области стандартизации;

·      обеспечить совершенствование института подготовки экспертов в области национальной и международной стандартизации в рамках высшего профессионального образования или дополнительного профессионального образования;

·      определить правовой статус эксперта по стандартизации в области международной стандартизации.

 

V. Реализация настоящей Концепции

Основными инструментами реализации настоящей Концепции должны стать разделы отраслевых федеральных целевых программ и государственных программ, посвященные вопросам стандартизации, планы и программы разработки национальных стандартов, предусматривающие мероприятия по развитию стандартизации и унификации в отраслях экономики, пересмотр, изменение или отмену устаревших национальных стандартов, ежегодное (от 10 процентов до 15 процентов) обновление стандартов в приоритетных секторах экономики, стандартизацию инновационной продукции, достижение показателей гармонизации национальных стандартов с международными стандартами на уровне 65 - 70 процентов, а также научно-исследовательские работы, направленные на развитие национальной системы стандартизации.

Реализация настоящей Концепции будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти на основе комплексного межведомственного плана мероприятий в рамках установленных полномочий и бюджетных ассигнований (включая расходы на разработку и актуализацию документов в области стандартизации), предусмотренных им федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на осуществление деятельности.

Координация деятельности и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в части стандартизации будет осуществляться национальным органом по стандартизации.

 



16 октября 2012
00:00
Поделиться