15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей
Международный день, когда «во главу угла» ставятся вопросы, связанные с защитой прав потребителей, по всей планете отмечается ежегодно 15 марта, начиная с 1983 года.
Международной Федерацией потребительских организаций Consumers International (CI) объявлен девиз очередного Всемирного дня защиты прав потребителей - «Наши деньги, наши права».
История Дня защиты прав потребителей
Всемирный день защиты прав потребителей приурочен к историческому выступлению в конгрессе США 35-го президента США Джона Фицджеральда Кеннеди 15 марта 1961 года. В частности, в своей речи JFK сказал:
«Потребители — это все мы... Потребители — это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение… Но это единственный голос, которого зачастую не слышно».
Помимо того, что впервые на таком уровне было охарактеризовано понятие потребитель, Джон Ф.Кеннеди выделил основные четыре незыблемые права потребителей, которые позднее легли в основу законов о защите прав потребителей во многих странах, включая Российскую Федерацию, а именно:
Право на информацию
Право на безопасность
Право на выбор
Право быть услышанным.
В год выступления JFK в конгрессе Соединённых Штатов, в Нидерландах была зарегистрирована Всемирная организация союзов потребителей (англ. Consumers International - CI). Организация существует и по сей день, и позиционирует себя, как независимое, внеполитическое, некоммерческое объединение потребителей всего мира. Сейчас она объединяет около двухсот общественных и государственных организаций, занимающихся проблемами защиты прав потребителей более чем из семидесяти наиболее развитых государств планеты с демократическим политическим строем. Разработанный ВОСП Кодекс потребителя был дополнен ещё четырьмя правами, помимо тех, что озвучил американский президент:
Право на возмещение ущерба
Право на здоровую окружающую среду
Право на потребительское образование
Право на удовлетворение базовых потребностей
ВОСП защищает права потребителей в ЮНЕСКО и ООН, а также оказывает нуждающимся образовательную и юридическую помощь в области права.
9 апреля 1985 года — Генеральная Ассамблея ООН закрепила руководящие принципы для защиты интересов потребителей. С этого момента потребительские права де-юре получили всемирное признание и законность. Тем не менее, уже существующий, День защиты прав потребителя, переносить с 15 марта на эту дату не стали, признав тем самым историческую заслугу американского лидера
В настоящее время Всемирная организация союзов потребителей (СI) объединяет более 180 общественных и государственных организаций, занимающихся проблемами защиты прав потребителей из 72 стран мира, представляет интересы потребителей в ЮНЕСКО и ООН.
Всемирный день защиты прав потребителя в России
В СССР 1989 год был ознаменован созданием Всесоюзной федерации потребительских обществ, куда вошли Госстандарт, Санэпиднадзор, антимонопольный комитет (ныне Федеральная антимонопольная служба (ФАС), уже существующие региональные и республиканские общества потребителей, кредитные союзы и другие организации подобного профиля. Благодаря созданной федерации немало советских граждан сумели отстоять свои интересы в конфликтных ситуациях, по обе стороны торгового прилавка и в сфере бытовых услуг.
7 февраля 1992 года 1992 году Верховный Совет РСФСР принял первый в истории России закон № 2300-1 «О защите прав потребителей», направленный на защиту граждан РФ, имеющих намерение заказать или приобрести какой-либо товар или услугу. Документ получил название «Закон о защите прав потребителей». Базовые принципы Кодекса потребителя с этого момента были закреплены законодательно. Однако, даже тогда, Всемирный день защиты прав потребителя в России отмечался полуофициально, и лишь вступление страны во Всемирную Организацию Союза потребителей дало этому дню должный статус. Председатель Союза потребителей России - член Общественной палаты РФ, бывший депутат ГДРФ 3-го созыва (член фракции «Яблоко») Петр Шелищ.
Российской особенностью ВДЗПП является то, что каждый год он проходит под определённым девизом. Так девиз 2009 года: «Потребитель! Знай свои права!». Подобная практика позволяет правозащитным организациям РФ концентрироваться на наиболее проблемных участках сферы защиты потребительских прав.
Всемирная организация союзов потребителей (CI) признает 8 основных прав потребителей:
право на удовлетворение основных нужд - на базовые товары и услуги, необходимые для выживания
право на безопасность - право быть защищенным от продуктов, производственных процессов и услуг, которые представляют опасность для жизни и здоровья
право на информацию - право на защиту от ложной или вводящей в заблуждение рекламы, надписей на товарах или иной практики и на обобщение фактов, необходимых для обоснованного выбора
право на выбор - право возможности доступа к разным товарам и услугам по конкурентоспособным ценам
право на выражение интересов потребителей – право отстаивать свои интересы, побуждать правительственные и другие осуществляющие государственную политику органы принимать предложения потребителей к рассмотрению при формировании и осуществлении экономических и иных аспектов политики
право на возмещение – право на удовлетворение основных претензий и возможность пользоваться правовой помощью для их удовлетворения
право на потребительское просвещение - право приобретать знания и навыки, позволяющие потребителю постоянно, в течение все жизни повышать грамотность по части отстаивания своих потребительских прав, а также воздействия на сферы производства и реализации товаров и услуг
право на здоровую окружающую среду.