ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОГРАММЫ «100 ЛУЧШИХ ТОВАРОВ РОССИИ» 2009 года. РЕГЛАМЕНТ

1.

Основные положения

 

 

1.1.

Цель Конкурса

 

 

1.2.

Задачи Конкурса

 

 

1.3.

Место и сроки проведения Конкурса

 

 

1.4.

Условия проведения Конкурса

 

 

1.5.

Критерии и требования к конкурсным товарам (продукции и услугам)

 

 

 

 

2.

Региональный этап Конкурса

 

 

2.1.

Общие положения

 

 

2.2.

Документация, предоставляемая на региональный этап

 

 

2.3.

Оценка товаров на региональном этапе

 

 

 

 

3.

Федеральный этап Конкурса

 

 

3.1.

Общие положения

 

 

3.2.

Документация, предоставляемая на федеральный этап

 

 

3.3.

Оценка товаров на федеральном этапе

 

 

 

 

4.

Награждение участников регионального и федерального этапов Конкурса

 

 

 

 

5.

Оформление предприятиями Декларации качества и использование логотипа

 

 

 

 

6.

Финансовые условия

 

 

 

 

7.

Термины и определения (принятые в данных методических материалах)

 

 

 


 

Конкурс проводится под девизом:

«Приуспеть и победить,

преодолеть и приумножить!»

 

1. Основные положения

Всероссийский Конкурс «100 лучших товаров России» (далее – Конкурс) является системообразующим проектом Программы «100 лучших товаров России».

Конкурс проводится на основе Положения о Программе «100 лучших товаров России» и настоящего Регламента.

1.1. Цель Конкурса

Содействовать предприятиям в достижении ими стратегических целей устойчивого развития в современных экономических условиях, а также в условиях действия Федерального закона «О техническом регулировании» и технических регламентов

1.2. Задачи Конкурса:

1)        улучшение качества, безопасности и в целом повышение конкурентоспособности отечественных товаров;

2)        широкое информирование общественности о лучших отечественных товарах и производителях с целью их продвижения на внутренний и международные рынки;

3)        внедрение современных методов менеджмента;

4)        подготовка предприятий к участию в Конкурсе на соискание Премий Правительства Российской Федерации в области качества;

5)        поддержка предприятий-конкурсантов, участвующих в национальных проектах.

1.3. Место и сроки проведения Конкурса

Конкурс 2009 г. реализуется на двух этапах: региональном (01 января 2009 г.
31 мая 2009 г.) и федеральном (01 июня 2009 г. – 25 декабря 2009 г.).

Основные временные интервалы Конкурса:

 

Региональный этап

01.01 – 31.05

 

 

 

 

 

Прием материалов

01.05 – 15.08

 

 

 

Обработка материалов

01.05 – 31.10

 

 

Подведение итогов

20.09 – 10.10

 

 

 

Публикация материалов

01.11 – 25.12

 

1.4. Условия проведения Конкурса

Конкурс проводится в следующих товарных группах:

1)        продукция;

2)        услуги.

В Конкурсе предусмотрены традиционные номинации: «Продовольственные товары», «Промышленные товары для населения», «Продукция производственно-технического назначения», «Изделия народных и художественных промыслов», «Услуги для населения» и вновь введенная номинация «Услуги производственно-технического назначения», - распространяющиеся на товары предприятий малого, среднего и большого бизнеса. На все товары (кроме услуг) предприятий микробизнеса, распространяется впервые разработанная Таблица идентификации.

В пределах каждой из номинаций на федеральном этапе Конкурса, по решению Дирекции Программы, возможно выделение отдельных товарных подгрупп.

В номинации «Продовольственные товары» возможно выделение подгрупп:

·          мясо и мясопродукты;

·          молочные продукты;

·          хлеб и мучные кондитерские изделия;

·          продукция от предприятий микробизнеса;

·          другие подгруппы продовольственных товаров

в номинации «Промышленные товары для населения»:

·          текстильные и швейные изделия;

·          мебель для населения;

·          детская одежда и обувь;

·          продукция от предприятий микробизнеса;

·          другие подгруппы промышленных товаров для населения

в номинации «Продукция производственно-технического назначения»:

·          машины;

·          технологическое оборудование;

·          продукция от предприятий микробизнеса;

·          другие подгруппы товаров производственно-технического назначения.

Дирекция Программы продолжит практику выделения в пределах традиционных номинаций подгрупп товаров, выпускаемых предприятиями микробизнеса (до 16 работающих), малого бизнеса (16-100 работающих) и предприятиями среднего бизнеса (100-200 работающих).

В Конкурсе выделяются группы наукоемкой и безопасной продукции, выпускаемой менее двух лет, а также услуг, оказываемых менее трех лет на момент подачи заявки на региональный этап, с присвоением им статуса «Новинка года» при наличии рекомендации РКК.

В интересах повышения объективности оценки качества, экологичности, безопасности и в целом конкурентоспособности продукции и услуги в рамках конкурсного проекта Программы практикуется трехступенчатая система экспертизы:

1)        начальная – экспертиза проводится специалистами предприятия в рамках самооценки;

2)        ключевая – экспертиза проводится членами РКК с привлечением необходимых экспертов;

3)        заключительная – проводится Дирекцией Программы с последующим привлечением экспертов Ростехрегулирования.

1.5. Критерии и требования к конкурсным товарам (продукции и услугам)

В Конкурсе на добровольной основе могут участвовать предприятия и организации Российской Федерации различных организационно-правовых форм и объемов производства.


 

К участию в Конкурсе не допускаются следующие товары:

1)        лекарственные формы;

2)        табачные изделия;

3)        продовольственные товары, в состав которых входят генно-модифициро­ванные составляющие, превышающие установленные в соответствующих законах и национальных стандартах значения, а также любая продукция, не соответствующая требованиям действующих технических регламентов.

Продукция и услуги оцениваются по улучшению следующих характеристик:

1)        преимущественного использования отечественных видов сырья, материалов, комплектующих изделий;

2)        наличия актуализированной нормативной и технической документации, в том числе стандартов организаций;

3)        использования эффективности систем и методов улучшения качества продукции и услуг;

4)        применения мер по ресурсо-, энергосбережению при производстве и использовании продукции и оказании услуг;

5)        высокого уровня потребительских свойств качества, экологичности, безопасности и энергоэффективности конкурсных товаров в сравнении с отечественными и зарубежными аналогами, представленными на потребительском рынке России, с учетом эстетических свойств, дизайна, а также приемлемости для потребителей предоставляемых услуг;

6)        положительной динамики цен на товары в сравнении с аналогами;

7)        положительной динамики объемов продаж конкурсных товаров с  учетом уровней спроса и предложения;

8)        доступности товаров для потребителей (улучшение соотношения «цена – качество»);

9)        расширения географии продаж продукции и оказания услуг;

10)    участия в региональных и федеральных выставках;

11)    вклада в реализацию национальных проектов и в рост ВВП;

12)    наличие документа об отсутствии экспертно подтвержденных претензий к качеству товаров со стороны потребителей, закупающих организаций, представителей органов государственного контроля и надзора в регионе по показателям безопасности, установленным значениям сроков службы, надежности, гарантиям и др.

2. Региональный этап Конкурса (01 января 2009 г. 31 мая 2009 г.)

2.1. Общие положения

РКК разрабатывают перечень мероприятий по организации и проведению регионального этапа Конкурса, в том числе:

1)        информируют потенциальных участников Конкурса в регионах, включая руководство предприятий, организаций, общественность и СМИ, о начале очередного Конкурса Программы, о содержании Регламента Конкурса и финансовых условиях проведения федерального этапа Конкурса;

2)        определяют перечень предприятий – потенциальных участников регионального этапа Конкурса;

3)        совместно с руководством предприятий (организаций) проводят общественные смотры продукции участников Конкурса;

4)        осуществляют всестороннюю экспертную оценку представленных товаров и выдвигают лучшие из них на федеральный этап;

5)        оказывают предприятиям методическую помощь в проведении самооценки выставляемых на Конкурс товаров (продукции и услуг);

6)        проводят мероприятия и акции по пропаганде и популяризации идей качества, конкурентоспособности, достижений предприятий и организаций участников Конкурса;

7)        РКК определяют предприятия, вышедшие на федеральный этап Конкурса, оформляют Итоговый протокол и Заключение, направляемые в Дирекцию Программы вместе с комплектом документов для участия товаров в федеральном этапе Конкурса.

ОГРАНИЧЕНИЕ: на федеральный этап Конкурса РКК выдвигает не менее 50% и не более 70% видов продукции и услуг от представленных на региональный этап.

Региональный этап Конкурса 2010 года начинается в ноябре 2009 г.

2.2.   Документация, предоставляемая на региональный этап

РКК в соответствии с данным Регламентом определяют перечень обязательных и дополнительных документов для участия предприятий в региональном этапе Конкурса.

2.3.   Оценка товаров на региональном этапе

РКК производит всестороннюю оценку качества, экологичности, безопасности, ресурсосбережения и других характеристик товаров и товаропроизводителей с учетом требований и критериев, изложенных в п.3. Оценка осуществляется на основе анализа представленных предприятиями и организациями материалов и ознакомления, при необходимости, с образцами продукции и услуг, путем проведения опросов и с учетом других аспектов, установленных в таблице Заключения РКК.

Эксперты РКК на основе анализа материалов и образцов, представленных предприятиями и организациями, ответственно заполняют Матрицы экспертных оценок товаров, которую подписывают Председатель и Секретарь РКК.

РКК выявляет предприятия, вышедшие на федеральный этап Конкурса, оформляет Итоговый протокол и Заключение, направляемые в Дирекцию Программы вместе с комплектом документов (п. 4.2) для участия товаров в федеральном этапе Конкурса.

3. Федеральный этап Конкурса (01 июня 2009 г. – 25 декабря 2009 г.)

3.1.  Общие положения

Дирекция Программы на федеральном этапе Конкурса, осуществляет:

1)       прием представленной РКК конкурсной документации;

2)       подготовку Актов сдачи-приемки материалов РКК с перечнями замечаний;

3)       первичный анализ документов и их комплектацию;

4)       систематизацию исходных документов, материалов и кодирование соответствующих документов;

5)       формирование базы данных о конкурсантах для последующего анализа и проведения мониторинга;

6)       классификацию конкурсных товаров в соответствии с действующими общероссийскими классификаторами видов экономической деятельности, продукции и услуг;

7)       аналитическую обработку сформированного массива данных, полученных от товаропроизводителей и РКК;

8)       расчет комплексных рейтингов и ранжирование товаров по утвержденным алгоритмам;

9)       верификацию полученных результатов специалистами Ростехрегулирования;

10)   подготовку списков Председателю Совета организаторов Программы по сос­таву Лауреатов Конкурса;

11)   предпечатную подготовку и организацию издания каталогов и дипломов;

12)   подготовку информационно-выставочных материалов;

13)   разработку и изготовление памятных и почетных знаков, призов Конкурса;

14)   рассылку дипломов Лауреатов и Дипломантов, свидетельств участника Конкурса, «Деклараций качества», других документов и информационных материалов Конкурса Региональным комиссиям по качеству и предприятиям - победителям;

15)   организацию рассылки каталогов заинтересованным лицам;

16)   размещение информации об участниках федерального этапа Конкурса на Интернет-сайте Программы www.100best.ru;

17)   проведение и поддержку акций по информационному, выставочному и ярмарочному сопровождению Конкурса Программы «100 лучших товаров России», в том числе выставки «Покупайте российское» и проведение по согласованию с РКК, Межрегиональных универсальных выставок-ярмарок «100 лучших товаров России» на базе одного-двух федеральных округов;

18)   реализацию голографического проекта «Знак Победителя» и иных проектов Программы, способствующих ее дальнейшему развитию, которые регулируются отдельными документами;

19)   направление отчетных финансовых документов (акта выполненных работ и счетов-фактур) предприятиям-участникам Конкурса.

Дирекция Программы совместно с фирмой «Топ-Экспо» и другими организациями проводит и участвует в проведении заключительных информационно-выставочных мероприятий Конкурса и Программы в рамках подготовки и проведения Всемирного дня качества и Европейской недели качества в Российской
Федерации.

После 15 августа 2009 года товары к участию в федеральном этапе Конкурса не допускаются.

Проведение основных работ по Конкурсу Программы завершается 25 декабря 2009 года.

3.2.  Документация, предоставляемая на федеральный этап

Отдельный комплект документов на товар для участия в Конкурсе оформляется только на один вид (тип, марку) или на одну ассортиментную группу конкурсной продукции, изготовленной строго по одному нормативно-техническому документу (ГОСТ, ГОСТ Р, стандарты организаций, ОСТ, ТУ, др.), что, в первую очередь, контролируют РКК. Одна ассортиментная группа должна быть представлена не более 3 (тремя) типовыми представителями. Количество заявок на участие в Конкурсе от одного предприятия не регламентируется.

3.2.1. Документы Региональной комиссии по качеству:

1)        Итоговый протокол РКК с приложениями (электронная версия и бумажный носитель);

2)        Список предприятий-участников регионального этапа Конкурса;

3)        Матрица экспертных оценок на товар (на каждый вид продукции, услуги) в соответствии с Итоговым протоколом РКК (электронная версия и бумажный носитель), отдельный файл на конкурсный товар;

4)        Заключение РКК (на каждый вид продукции, услуги) в соответствии с Итоговым протоколом РКК.

3.2.2. Документы предприятия:

1)        Анкета на товар (электронная версия и бумажный носитель);

2)        иллюстративный материал для верстки каталога Программы в соответствии с Требованиями к представлению исходных материалов;

3)        копия сертификата соответствия или декларации о соответствии на продукцию;

4)        копия санитарно-эпидемиологического заключения (бальнеологического, ветеринарного или других необходимых для подтверждения безопасности продукции документов);

5)        документ (сертификат, декларация, уведомление органов санитарно-эпидемиологического надзора) об отсутствии или о допустимом содержании генно-модифицированных организмов в пищевой продукции;

6)        копия сертификата соответствия системы менеджмента качества предприятия (при наличии);

7)        копия документа (сертификата) о сертификации производства (при наличии);

8)        отказное письмо о том, что товар не подлежит обязательной сертификации;

9)        копия диплома Премии Правительства РФ в области качества (при наличии).

П р и м е ч а н и я.

1.    Все указанные документы, копии которых предоставляются в Дирекцию Программы, должны иметь срок действия до 31 декабря 2009 года. Для документов, сроки которых заканчиваются ранее вышеуказанной даты, предприятия представляют письма, подтверждающие проведение работ по продлению сроков действия документов на соответствующие товары.

2.    Документы, представленные на Конкурс, не возвращаются.

3.2.3. В комплект документов на конкурсный товар желательно включать копии других документов, указанных в Анкете на товар: экологический паспорт природопользователя, документы по менеджменту качества и экологичности, экологическую политику, каталожный лист на продукцию, авторское свидетельство, патент, политику в области качества, лицензии на виды деятельности и на право пользования первичными ресурсами (др. необходимые лицензии в соответствии с действующим законодательством), политику в области охраны труда, корпоративную политику, данные о наградах, свидетельство на право применения товарного знака и т.д. (при наличии).

3.2.4. Комплект документов на товары согласно Итоговому протоколу от РКК принимается Дирекцией Программы в установленные сроки, согласно пункту 2.3.

3.3. Оценка товаров на федеральном этапе

Для повышения объективности оценивания товаров и их четкого ранжирования при подведении итогов Конкурса Дирекция Программы:

1)        использует унифицированные анкетные характеристики товаров, представленных по номинациям Конкурса;

2)        совершенствует методологию стратегического структурирования и оценивания товаров;

3)        формирует базу данных о предприятиях-конкурсантах и конкурсных товарах с ежегодным накоплением результатов мониторинга и доведением его до участников Конкурса и РКК.

При обработке и анализе материалов, поступивших от РКК и предприятий, Дирекция Программы исходит из принципов взаимного доверия, личной ответственности и требовательности в процессе самооценки и экспертных оценок.

В основу методологии оценивания товаров при подведении итогов Конкурса положен критерий  Европейской модели оценки качества деятельности товаропроизводителей (50% возможности, 50% результаты). «Возможности» оцениваются Дирекцией Программы на основе анализа информации из Анкеты на товар, состоящей из Таблицы самооценки и Таблицы идентификации. «Результаты» отражаются РКК в Матрице экспертных оценок, достоверность данных которых подтверждается документами, перечисленными в разделе 4 настоящего Положения. Таким образом, общий результат оценивания состоит из самооценки товаропроизводителя (до 10%), экспертной оценки Дирекции Программы (до 40%), базирующейся на данных Анкеты на товар, заполняемой товаропроизводителями, и экспертной оценки РКК (до 50%), основанной на данных Матриц экспертных оценок.

Перед определением в автоматизированном режиме итоговых рейтингов товаров производится консолидированное масштабирование результатов, содержащихся в региональных Матрицах экспертных оценок, что позволяет свести разнородные данные в единый диапазон оценивания (85 - 100 баллов).

Из опыта 11 лет реализации методологии стратегического структурирования и оценивания следует, что товары, набравшие более 70%  из 100 баллов, получающихся от суммирования результатов Таблицы самооценки, Матрицы экспертных оценок (после консолидации) и Таблицы идентификации, как правило, становятся Лауреатами и являются стратегически состоятельными, конкурентоспособными на рынках сбыта.


 

4. Награждение участников регионального и федерального
этапов Конкурса

Предприятия и организации, продукция или услуги которых по итогам регионального этапа не выдвинуты на федеральный уровень, отмечаются специальным Свидетельством участника Конкурса Программы.

Предприятия и организации, продукция и услуги которых участвуют в федеральном этапе Конкурса, награждаются дипломами Лауреатов и Дипломантов, при этом информация об этих товарах  размещается в ежегодном каталоге, на Интернет-сайте Программы и в СМИ.

Порядок награждения предприятий призами «Лидер качества», а товара - призом «Гордость Отечества», присвоения товарам (услугам) статуса «Новинка года»,
а также условия награждения работников предприятий почетными знаками «За достижения в области качества» и «Отличник качества» регулируются Положением
«О наградах для участников конкурса Программы «100 лучших товаров России» от 23 января 2007 года.

Дирекция Программы продолжит практику награждения РКК, занявших
1-5 места по итогам Всероссийского конкурса Программы 2009 года, специальными дипломами и призами.

5. Оформление предприятиями Декларации качества и использование логотипа

Оформление предприятиями Декларации качества и использование ими логотипа Программы регламентируется отдельным документом «Положение о Декларации качества и логотипе».

6. Финансовые условия

Финансовые условия участия в Конкурсе регламентируются отдельным документом «Финансовые условия проведения Всероссийского Конкурса Программы «100 лучших товаров России».

 

7. Термины и определения

Термины и определения, используемые в методических материалах Дирекции

Программы Конкурса «100 лучших товаров России» 2009 г., регламентируются отдельным документом.

 

 



02 марта 2009
00:00
Поделиться