Госдума 21 мая приняла во втором чтении «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».

Госдума 21 мая приняла во втором чтении «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».

Главное ноу-хау документа – он разграничивает понятия «молоко» и «молочный напиток».

Регламент устанавливает обязательные требования к молоку, молочной продукции и продуктам переработки, а также к их производству и обороту. Законопроект вводит следующие основные понятия: молоко, молочная продукция, молочный продукт, молочный составной продукт, молоко топленое, молоко пастеризованное, молочный напиток и т. д. Всего в списке 102 наименования вплоть до заменителя молочного продукта, который производится в основном или полностью из немолочных компонентов, но используется в тех же целях. Документ разработан в соответствии с законом «О техническом регулировании» и вступит в силу через полгода после его официального опубликования. До этого момента будут использоваться действующие правила.

Что изменится? Если продукт, продаваемый как молоко, сделан из сухого цельного или сухого обезжиренного молока, продаваться он должен будет под новым названием – «молочный напиток». Даже если в составе этого продукта есть хотя бы 1% порошкового молока. «Сегодня молоком называется все, что у нас такого белого мутного цвета и упаковано в полиэтиленовые пакеты или в картонные коробки. Молоком теперь будет называться только то, что производит корова, – вот это молоко», – описал главное преимущество нового техрегламента спикер Госдумы Борис Грызлов. «Теперь производители уже не смогут писать термин „молоко” на продуктах, изготовленных на основе молочного порошка. Кроме того, все молочные товары должны будут проходить обязательную сертификацию. Таким образом, принятие технического регламента позволит решить комплекс проблем: сократить число некачественной молочной продукции, предоставить потребителям объективную информацию о покупаемых товарах, стимулировать техническое переоснащение предприятий и инновационные технологии», – заявил первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной думе Владимир Пехтин.

По словам члена думского комитета по экономической политике и предпринимательству Олега Валенчука, зачастую перекупщики скупают в регионах «живое» молоко, изготавливают из него порошок и продают его молокозаводам в крупных городах. «И уже из порошка делают „молочный напиток”, который мы пьем как молоко», – посетовал депутат. Новый же технический регламент, отметил он, устанавливает четкие требования к молоку и продуктам его переработки и позволит исключить из оборота фальсифицированную продукцию и продукцию, «вводящую потребителей в заблуждение». «В законопроекте дан полный ряд определений молока и молочной продукции, в том числе определение цельного молока и молочного напитка, изготовленного с использованием сухого молока», – добавил Валенчук.

Этот момент уже вызвал однозначно негативную реакцию у крупнейшего игрока молочной отрасли – компании «Вимм-Билль-Данн». В интервью радиостанции «Эхо Москвы» председатель совета директоров холдинга Давид Якобашвили отметил, что использование в производстве сухого молока вызвано объективными причинами. «В ситуации, когда страна обладает такими огромными дистанциями, если мы возьмем Дальний Восток, то там вообще нет свежего молока… Если мы это назовем молочным напитком.., психологически это отрицательно. Если вы хотите купить для ребенка молоко, то, конечно, вы купите свежее молоко, а не молочный напиток. Просто к этому надо подходить с позиции государства», – заявил предприниматель. По его словам, введение нового техрегламента обернется тем, что цена на цельное молоко в зимний сезон будет подниматься неимоверно. «Это переложится на плечи покупателя. И на плечи переработчика, потому что маленькие заводы, которые использовали в производстве сухое молоко и у которых нет расширенной линейки различных продуктов – обогащенных и т. д., не выдержат. Они могут уйти в небытие. Из-за этого большие производители могут переключиться на высокомаржинальные продукты. А что касается сухого молока, то тогда будет выгоднее брать, сушить это молоко и продавать в такие страны, как Алжир, Китай, Индонезия, – те, которые сегодня покупают его в огромном количестве», – дал прогноз Якобашвили.

Комментарий эксперта

Андрей Даниленко, президент фонда «Русские фермы»

Меня волнует, что в России используется неоправданно большое количество сухого молока для производства конечной продукции. В других странах продукт, в который заведомо вводится сухое молоко, значился бы как молочный напиток. Мороженщики, кондитеры, те, кто выпускает продукты для космонавтов и туристов, – могут использовать порошок без ограничений. Но когда речь идет о молоке, которое пьется ежедневно, то никакие добавки витаминов не заменят живую материю. Потребитель должен иметь основу для выбора с открытыми глазами: хочешь – пей дешевый восстановленный молочный напиток, хочешь – дорогое натуральное молоко. Такая недифференцированность приводит к тому, что цена молока отталкивается от дешевого порошка и зависит от доступа к нему. Мне обидно, что мое живое молоко нужно только тогда, когда нет дешевого сухого молока, и оно мешается в общем котле. Я думаю начать заниматься переработкой, чтобы контролировать параметры продукции до конца и конкурировать с точки зрения качества.

www.rgtr.ru

 



04 июня 2008
00:00
Поделиться