У техрегламентов появился локомотив
У техрегламентов появился локомотив
Госдума приняла во втором чтении поправки в закон “О техническом регулировании”, определяющие порядок принятия техрегламентов, регулирующих вопросы безопасности продукции, выпускаемой в России.
Вступивший в силу в 2003 году закон “О техническом регулировании” должен был облегчить бизнесу внедрение новых технологий и произвести перемены в системе стандартизации и сертификации товаров, которая должна стать приближенной к системам, действующим в развитых странах. Предусматривалось, что к 2010 году введение в действие новых техрегламентов будет завершено.
Но за четыре года закон так и не заработал. Основная причина - подготовить новую законодательную базу для сотен видов производств в сжатые сроки оказалось не под силу не только ведомственным структурам по сертификации, но и бизнесу. За это время правительству своим постановлением удалось утвердить лишь один техрегламент, касающийся нормативов “Евро-2” и “Евро-3”. В целом же правоотношения в области техрегулирования остаются на уровне 1980-х годов.
Чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, правительство в конце прошлого года внесло в Госдуму поправки в закон "О техрегулировании" и предложило закрепить все полномочия по утверждению и принятию техрегламентов за собой.
Депутаты долго не соглашались, но в итоге все-таки уступили.
Прежде всего парламент уступил предложениям правительства вывести из сферы действия закона процессы производства. По словам зампреда комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Владимира Мединского, это позволит существенно ускорить процесс принятия техрегламентов для целого ряда отраслей, в которых процессы производства являются высокотехнологическими, но отношения к безопасности конечной продукции не имеют.
Как сказал “Газете” председатель комиссии по техническому регулированию, зампредседателя Госдумы Юрий Волков, конструкция технического законодательства теперь должна выглядеть так: техрегламенты разгружаются от всевозможных технических описаний, а законы должны содержать только ключевые требования к безопасности продукции. Вся конкретика переносится в национальные стандарты, перечень которых правительство будет принимать для обеспечения исполнения техрегламентов. По словам Волкова, это полностью соответствует международной практике.
Депутаты и правительство также договорились о том, что все документы в области стандартизации после принятия соответствующих технических регламентов будут иметь исключительно добровольный характер. Если производители станут выполнять требования стандартов, включенных в перечень к принимаемому техническому регламенту, тогда в отношении данной продукции будет действовать “презумпция соответствия” требованиям техрегламента. Таким образом, соблюдение стандартов автоматически будет означать, что соблюдены и требования техрегламента. Впрочем, если производитель путем проведения независимой экспертизы сможет доказать, что необходимый уровень безопасности своей продукции он сможет обеспечить иным путем (например, посредством выполнения своих корпоративных стандартов), тогда соблюдать требования национальных стандартов, включенных в соответствующий перечень, будет не обязательно. “Разумеется, такая возможность есть только у наиболее крупных производств, у бизнес-ассоциаций. Малому же и среднему бизнесу придется ориентироваться на стандарты, включенные в соответствующий перечень”, - полагает Волков.
Депутаты определили перечень первоочередных техрегламетов, которые им предстоит принять до 2010 года. Разработать их предстоит правительству.
По мнению председателя комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Евгения Федорова, документ делает более прозрачным и четким процесс принятия регламентов, что должно запустить “локомотив, давно стоящий на запасном пути”.
Источник: Материал опубликован в "Газете"
№48 от 19.03.2007г.