Борьба с контрафактной продукцией: государственная политика и роль делового сообщества
Борьба с контрафактной продукцией: государственная политика и роль делового сообщества
Под таким названием в понедельник в Москве в отеле “Метрополь” прошла конференция с участием представителей власти и бизнес-сообщества.
Тема нелегальной продукции и защиты интеллектуальной собственности активно обсуждается в период вступления России в ВТО. Инициатором встречи стала Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства. Президент этой организации Сергей Борисов призвал собравшихся вести активную борьбу в сфере защиты интеллектуальной собственности.
“Контрафактный бизнес является “подпиткой” террористических групп по всему миру, – заявил он. – Тема борьбы с контрафактной продукцией все активнее обсуждается в российском обществе, и хотелось бы, чтобы позиция российского бизнеса приобретала все большую значимость”.
На сегодняшний день оборот контрафактной продукции в мире составляет 450 млрд. долларов в год, а это 5-7% мирового ВВП. Поэтому не случайно рынок нелегальной продукции называют “союзником мирового терроризма”.
Директор Федерального агентства по техническому регулированию Григорий Элькин призвал участников конференции вместе бороться с контрафактной продукцией.
“Только совместными усилиями можно кардинально изменить ситуацию. Власть и бизнес должны непрерывно вести диалог, – пояснил он. – Нельзя отделять контрафактную продукцию от продукции, опасной для жизни. Если контрафакт – это нарушение авторских прав, то не классифицированная продукция опасна для общества и нации в целом”.
Стоит отметить, что именно Федеральное агентство по техническому регулированию занимается классификацией продукции.
“Сейчас нашим агентством вводится новая система технического регулирования и систематизации данных. Она призвана помочь в борьбе с подделками, – рассказал Григорий Элькин. – Стандарты и термины, использующиеся в новой системе, гармонизируют с мировыми стандартами. Например, обязательным для всех товаров будет указание на наличие генномодифицированных составляющих. Это дает возможность покупателем делать выбор, какую пищу приобретать”.
Позицию правительства Москвы изложила Лариса Коржнева, замруководителя департамента потребительского рынка и услуг правительства Москвы.
“Чаще всего подделываются аудио и видео носители. Но нельзя забывать и о других сферах потребления. У меня имеются данные, что от 30 до 90% одежды, тканей, изделий из кожи и меха не соответствуют стандартам качества. А убытки несут добросовестные покупатели, – пожаловалась чиновник. – Почти всегда подделываются дорогие марки, тем самым подрывается их реноме. В случае с косметологией, где тоже, кстати, процент подделок порой доходит до 90%, вред может быть нанесен здоровью человека”.
Говоря о мерах, предпринимаемых московским правительством, Коржнева заметила, что не хватает закона о саморегулировании, “чтобы бизнес сообщество контролировало само себя”.
“На региональном уровне действует система добровольной сертификации и категорирования. И малый, и средний бизнес с радостью приняли эту систему. Закон о саморегулировании – это вопрос действенного контроля. Бизнесу нужны правовые рычаги”, – разъяснила свою позицию Коржнева.
Замглавы департамента также отметила, что знакомить граждан с их правами, в том числе с авторскими, нужно, начиная со школы.
“Детишек со школьной скамьи надо обучать правовым нормам, объяснять, что приобретать “ с рук” плохо и опасно, учить всегда отстаивать свои права”, - заметила Лариса Коржнева.
О том, что доля легальной продукции на рынке аудиовизуальной продукции увеличится в два раза, рассказал Александр Менн, председатель совета директоров концерна “Группа Союз”.
“Говорить, что рынок легальной продукции растет, смешно, - заявил Менн, - В 2006 году он достигнет отметки в 20%, против 80% пиратской продукции”.
“Сейчас очень много разговоров, в том числе это слышно и от госчиновников, что бороться с контрафактом нужно, снижая цены на продукцию. Но ценовой фактор – не панацея. Ведь до 90% стоимости продукта – это отчисления авторам. Нельзя забывать и о налогах. Я не говорю, что снизить цены невозможно – невозможно их уравнять”, - уточнил Александр Менн.
РЕЗОЛЮЦИЯ
участников конференции
“Борьба с контрафактной продукцией:
государственная политика и роль делового сообщества”
Научно-практическая конференция “Борьба с контрафактной продукцией: государственная политика и роль делового сообщества”, собравшая в Москве представителей законодательной и исполнительной власти России, объединений предпринимателей, общественных организаций, научного и экспертного сообщества, и обсудившая ситуацию на товарных
рынках России, связанную с контрафактной продукцией, отмечает:1. Контрафактная продукция несет в себе серьезную угрозу экономической безопасности России и здоровью ее граждан, дискредитирует авторитет отечественных и зарубежных предпринимателей, формирует теневой сектор экономики, который является питательной средой для преступности и терроризма.
2. Контрафактная продукция, как правило, является фальсифицированной и низкокачественной, а в ряде случаев - и контрабандной. Соответственно борьба с контрафактной продукцией оказывает синергетический эффект, позволяя снизить объемы производства фальсифицированной, низкокачественной и контрабандной продукции.
3. Противодействие распространению контрафактной продукции является важнейшей задачей государства и общества. Сегодня это необходимое условие обеспечения нормального функционирования нашей экономики, ее взаимодействия с мировыми экономиками и рынками.
4. Необходимы объединение усилий и согласованные действия государства, общества, бизнеса в борьбе с контрафактом, утверждению принципов открытой и честной конкуренции, созданию механизмов экономической и общественной поддержки производителей легальных товаров и услуг.
5. Национальные правообладатели должны играть более активную роль в области развития и эффективного использования механизмов защиты интеллектуальной собственности, предотвращения ее нелегального оборота.
6. Реальное противодействие индустрии нелегального оборота объектов интеллектуальной собственности можно осуществить только на основе комплексного системного подхода, в том числе с введением системы идентификации защищенной от подделки продукции на всех уровнях изготовления, обращения и контроля с использованием процессного подхода к созданию единого информационного пространства.
В этой связи, обсудив и обобщив высказанные участниками конференции замечания и предложения, Научно-практическая конференция “Борьба с контрафактной продукцией: государственная политика и роль делового сообщества” считает необходимым:
Обратиться к структурам законодательной и исполнительной власти, предпринимателям и гражданскому обществу со следующими предложениями:
К ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Ускорить рассмотрение и принятие следующих федеральных законов:
- “О борьбе с распространением контрафактной и фальсифицированной продукции”, который позволит сформировать единую государственную концепцию и заявить о борьбе с оборотом контрафактной и фальсифицированной продукции как о самостоятельном направлении в российской экономической политике;
- “О саморегулируемых организациях”, который, в свою очередь, послужит консолидации производителей, заинтересованных в повышении отраслевых стандартов качества, широком распространении систем добровольной сертификации и вытеснении с рынка недоброкачественной, контрафактной и фальсифицированной продукции.
Предусмотреть на законодательном уровне ужесточение мер ответственности к юридическим и физическим лицам, виновным в производстве и распространении контрафактной продукции, наносящей ущерб производителям легальных товаров и услуг, а также вред здоровью и жизни граждан России.
Принять во внимание серьезную обеспокоенность правообладателей предлагаемыми радикальными изменениями в законодательство по интеллектуальной собственности, связанными с возможным внесением в Государственную Думу IY части Гражданского Кодекса. Просить отложить внесения проекта IY части Гражданского Кодекса в Государственную Думу до завершения его широкого публичного обсуждения с представителями бизнес - объединений.
К ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Усилить контроль за производством и распространением контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции. Обеспечить контрольные органы и службы соответствующими специалистами и считывающими устройствами, с возможностью передачи информации о промаркированной защищенной продукции в межотраслевые базы данных, что позволит эффективно противодействовать проникновению на рынок контрафакта.
Разработать систему скоординированных действий органов федеральной исполнительной власти, ответственных за разработку политики в области защиты интеллектуальной собственности и борьбы с контрафактной продукцией, включая ужесточение экономических мер, способствующих вытеснению с рынка контрафактной и фальсифицированной продукции.
При разработке законодательства по правам интеллектуальной собственности, а также формировании правовых и экономических механизмов правовой защиты прав интеллектуальной собственности в России обеспечить равную и справедливую защиту прав всех категорий правообладателей, включая владельцев промышленной собственности (изобретений, полезных моделей и промышленных образцов).
Активнее реализовывать Закон о техническом регулировании, во взаимодействии с институтами гражданского общества в скорейшие сроки разработать и внести на рассмотрение законодателей технические регламенты, связанные с обеспечением безопасности населения.
К ИНСТИТУТАМ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Последовательно защищать интересы потребителя, повышать правовую грамотность населения, формировать в общественном сознании устойчивое неприятие всякого рода подделок и осуждение их производителей.
Способствовать консолидации усилий производителей и потребителей, бизнеса и общества по внедрению новейших технологий по маркировке оригинальной продукции с использованием межотраслевых баз данных в борьбе с появлением и распространением контрафакта.
Консолидировать усилия национальных правообладателей по развитию механизмов предотвращения нелегального оборота интеллектуальной собственности, и как следствие, формированию благоприятного предпринимательского климата в России, а также защите прав российских правообладателей за рубежом. Поддержать инициативу ОПОРЫ РОССИИ по созданию в этих целях Национального альянса владельцев интеллектуальной собственности.
Москва, 3 июля 2006 года.