5 июля 2006 г. состоялось первое заседание Совета по аккредитации при Комитете РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия.

Совет по аккредитации

5 июля 2006 г. состоялось первое заседание Совета по аккредитации при Комитете РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия. Вел заседание заместитель Руководителя Комитета А.Н. Лоцманов.

С докладом о целях и задачах Совета по аккредитации выступил член Комитета Александр Дейнеко. Было отмечено, что в соответствии с Федеральным законом № 184, аккредитация – это признание органом по аккредитации компетентности юридического или физического лица в этой области, в нем же зафиксированы и принципы, которые должны быть реализованы при проведении процедуры аккредитации: открытость, доступность, независимость органов осуществляющих аккредитацию. В соответствии с требованиями Федерального закона, а также при рассмотрении вопросов реформы технического регулирования на Совете по конкурентоспособности и на заседании Правительства в протокольных решениях было отмечено, что в России должна быть единая независимая система по аккредитации. Более того в своем выступлении на заседании Правительства Министр промышленности и энергетики В.Б. Христенко отметил недостатки действующей в соответствии с Постановлением № 514 2001 года системы аккредитации. Поскольку существуют 19-ть различных систем отраслевых аккредитаций, которые, к тому же, носят ведомственных характер. В одном из своих выступлений председатель Ростехрегулирования Г.И. Элькин отметил более 40 ведомственных актов, устанавливающих отраслевые требования и те органы, которые создаются внутри этих отраслевых систем не являются независимыми и их деятельность регулируется ведомственным нормотворчеством. По нашему мнению, именно по этой причине до настоящего времени еще не было получено международного признания нашей системы аккредитации, поскольку она носит ведомственных характер и не демонстрирует достаточной степени независимости. Ал. Дейнеко отметил, что проблема аккредитации неоднократно поднималась ранее, в том числе и при подготовке широко известного заседания Правительства в декабре 2003 года, посвященного проблеме реформы технического регулировании. Тогда Ростехрегулирование выступило с инициативой создания отдельного органа подведомственного агентству, но отсутствие поддержки со стороны бизнес-сообщества не дало возможности принять положительное решение по данному предложению Ростехрегулирования.

Александр Дейнеко подчеркнул, что анализ мирового опыта по созданию систем аккредитации показывает, что национальные системы аккредитации как правило организуются на базе некоммерческих организаций и учреждаются независимыми фирмами, отраслевыми и региональными союзами, объединениями предпринимателей в виде центров по аккредитации, национальных институтов, фондов и других подобных форм юридических лиц. При этом можно отметить наличие между соответствующим органом Правительства и национальным органом по аккредитации соответствующих соглашений, которыми полномочия Правительства делегируются этому органу. Система, которая досталась в наследство, носит совершенно иной характер, т.к. это административная система, разрешительная система, в то время как мировой опыт свидетельствует о том, что большинство стран-членов Международного Форума по Аккредитации (AIF), Европейской организации по аккредитации (EA) представлены некоммерческими организациями, независимыми от правительства организациями.

Кроме того, не менее сложной проблемой является международное признание российской национальной единой независимой системы аккредитации. Зачастую экспортеры продукции, услуг сталкиваются с вынужденными дополнительными финансовыми затратами, поскольку те сертификаты соответствия, которые они предъявляют, не признаются мировым сообществом. Следовательно, они, имея российский сертификат, должны повторно сертифицировать свою продукцию в международных системах. Наличие у отдельных российских предприятий сертификатов в зарубежных национальных системах приводит к тому, что приходится следовать правилам сформированным в других государствах, в то время как российская промышленность в таком случае не имеет возможности отстаивать свою позицию в международных организациях (IAF, ILAC, EA). Возникшая необходимость перехода к новой системе привела к решению о создании Совета по аккредитации как площадки для возможного диалога обсуждения механизмов, этапов, шагов по переходу от старой административной системы к новой системе, которая успешно применяется в зарубежных государствах.

В этой связи основными целями Совета по аккредитации являются создание и развитие в Российской Федерации единой национальной системы аккредитации в области оценки соответствия, создание условий для международного признания Российской национальной системы аккредитации, содействие внедрению в Российской Федерации международных стандартов по аккредитации.

Перед Советом по аккредитации также поставлены задачи по организации эффективного взаимодействия с федеральными органами исполнительной и законодательной власти по вопросам аккредитации, разработке и реализации механизмов координации работ заинтересованных сторон в сфере аккредитации и подтверждения соответствия, организации эффективного
сотрудничества с Международным форумом по аккредитации (IAF), Европейской организацией по аккредитации (EA) и другими международными организациями.

Заместителем руководителя Комитета РСПП по техническому регулированию А.Н. Лоцмановым внесены рекомендации по утверждению Председателем Совета Ал. Д. Дейнеко.

По итогам заседания принято решение доработать проект Положения Совета по аккредитации и Плана работы Совета с учетом обсуждения предложений высказанных на заседании.

Очередное заседание Совета по аккредитации предполагается провести в четвертом квартале 2006 года.

Источник: Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия



06 июля 2006
00:00
Поделиться