15 марта отмечается как Всемирный день прав потребителей.
По решению ООН 15 марта отмечается как Всемирный день прав потребителей. Эта история начинает отсчет 15 марта 1962 года, когда президент США Дж. Ф. Кеннеди, выступая в Конгрессе, сказал: “Потребители, по определению, это все мы. Потребители - это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение... Но это единственный голос, которого зачастую не слышно".
Хотя история этого дня уходит гораздо глубже. К 1775 году, когда в штате Массачусетс продавцов испорченной пищи поставили к "позорному столбу".
Американский президент назвал в тот день четыре священных и неотъемлемых права потребителя:
- право на безопасность;
- право на информацию;
- право на выбор;
- право быть услышанным.
9 апреля 1985 года была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей", закрепившая восемь основополагающих прав потребителей, добавив к вышеперечисленным:
- право на потребительское образование;
- право на удовлетворение базовых потребностей;
- право на качество;
- право на возмещение ущерба.
Право на удовлетворение основных нужд означает право на основные (базовые) товары и услуги, обеспечивающие выживание, - на адекватную пищу, одежду, кров, санитарные условия, здравоохранение, образование.
Право на безопасность – право быть защищенным от продуктов, производственных процессов и услуг, опасных для здоровья и жизни.
Право на информацию – право получать сведения, необходимые для того, чтобы делать обоснованный выбор или принимать нужные решения. Потребители должны быть обеспечены информацией, позволяющей им действовать разумно и ответственно. Они также должны быть защищены от вводящих в заблуждение или неточных рекламных сведений, помещаемых в объявлениях, на этикетках, упаковке или распространяемых иными способами.
Право выбора – право иметь доступ к различным товарам и услугам по конкурентным ценам.
Право быть выслушанным – право отстаивать свои интересы и побуждать правительственные и другие органы, осуществляющие государственную политику, принимать предложения потребителей к рассмотрению при формировании и осуществлении экономических и иных аспектов политики.
Право на возмещение ущерба – право на удовлетворение обоснованных претензий, т.е. право получать компенсацию в случае приобретения некачественных товаров или предоставления неудовлетворительных услуг, а также пользоваться для этого правовой помощью.
Право на потребительское просвещение – право приобретать знания и навыки, позволяющие постоянно, в течение всей жизни, повышать грамотность в вопросах отстаивания своих потребительских прав, а также воздействия на сферы производства и реализации товаров и услуг.
Право на здоровую окружающую среду – право на физическое окружение, способное повышать качество жизни. Оно включает в себя защиту от экологических опасностей.
Практически все эти права нашли отражение в российском законодательстве о защите прав потребителей.
Защита прав потребителей, как самостоятельная отрасль возникла в России сравнительно недавно - в начале 90-х годов. Закон "О защите прав потребителей" впервые в России был принят 7 февраля 1992 года и вступил в силу 7 апреля того же года.
Закон "О защите прав потребителей" не только устанавливал основные права потребителей, но и закреплял четкие механизмы реализации этих прав.
В день защиты потребителя мы желаем всем российским потребителям максимально полного удовлетворения их насущных потребностей, чтобы в этом и последующих годах нарушений потребительских прав и интересов становилось все меньше и меньше.
С праздником, дорогие потребители, с днем защиты потребителя!