Правительство РФ одобрило концепцию развития национальной системы стандартизации
Правительство РФ одобрило концепцию развития национальной системы стандартизации
МОСКВА, 2 марта. /ПРАЙМ-ТАСС/. Правительство РФ распоряжением от 28 февраля N266-р одобрило концепцию развития национальной системы стандартизации, сообщила сегодня правительственная пресс-служба. Федеральным органам исполнительной власти поручено учитывать положения концепции при проведении работ в области технического регулирования.
Организационно-функциональную структуру национальной системы стандартизации составляют: национальный орган по стандартизации - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии; научно-исследовательские организации по стандартизации; технические комитеты по стандартизации; разработчики стандартов.
В состав фонда документов национальной системы стандартизации входят межгосударственные, государственные и национальные стандарты, отраслевые стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Фонд документов национальной системы стандартизации является составной частью федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.
В концепции отмечено, что сформированная на протяжении многих десятилетий система государственной стандартизации в ходе реформы технического регулирования должна быть заменена на национальную систему стандартизации. В условиях глобализации экономических отношений она призвана обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособность российской экономики, создать условия для развития предпринимательства на основе повышения качества товаров, работ и услуг.
Существующие проблемы национальной системы стандартизации во многом обусловлены переходным периодом реформы в области технического регулирования и являются сдерживающим фактором в достижении стратегических целей стандартизации.
В федеральном законе "О техническом регулировании" не в полной мере отражены положения, определяющие понятие, структуру, статус, участников национальной системы стандартизации, приоритетное применение национальных стандартов, вопросы финансирования деятельности по разработке международных и межгосударственных стандартов. Кроме того, законом не предусмотрены отраслевые стандарты и другие нормативные документы, значение которых для производителей продукции остается весьма существенным.
По отдельным направлениям хозяйственной деятельности эффективность и значимость национальных стандартов снижается, поскольку они не полностью отражают результаты научно-технического прогресса. К тому же недостаточен уровень их гармонизации с международными стандартами.
Ввиду отсутствия необходимых научных исследований и слабого притока профессиональных кадров в научно-исследовательские организации и технические комитеты по стандартизации, недостаточного финансирования ухудшается качество разработки национальных стандартов по ряду направлений стандартизации. Темпы обновления и актуализации фонда документов национальной системы стандартизации за последние годы снизились, необходимо ежегодно обновлять не менее 10 проц фонда для поддержания его на приемлемом уровне. В связи со слабой заинтересованностью промышленности в разработке стандартов, реорганизацией управления отраслями и отраслевыми НИИ активность технических комитетов по стандартизации в последние годы также снизилась.
Российская Федерация является членом Международной организации по стандартизации, Международной электротехнической комиссии и Международного союза электросвязи, участвует в деятельности региональных организаций по стандартизации. Несмотря на активное участие РФ в деятельности международных организаций, количество секретариатов технических комитетов, закрепленных за ней, явно недостаточно для реализации национальных интересов РФ.
В основу стратегии развития национальной системы стандартизации положены апробированные практикой и соответствующие международным принципам следующие принципы стандартизации:
- добровольность применения национальных стандартов и обязательность их соблюдения в случае принятия решения об их использовании;
- применение международных стандартов как основы разработки национальных стандартов, за исключением случаев, когда оно признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям РФ, техническим и /или/ технологическим особенностям, а также случаев, когда РФ выступала против принятия межднародного стандарта или отдельного его положения;
- максимальный учет законных интересов заинтересованных лиц при разработке национальных стандартов;
- обеспечение преемственности работ по стандартизации в РФ;
- недопустимость создания препятствий для производства и обращения продукции, выполнения работ и оказания услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения стратегических целей стандартизации;
- обеспечение условий для единообразного применения национальных стандартов;
- обоснованность разработки национальных стандартов;
- открытость процессов разработки национальных стандартов;
- обеспечение доступности национальных стандартов и информации о них для пользователей;
- однозначность понимания всеми заинтересованными сторонами требований, включаемых в национальные стандарты;
- прогрессивность и оптимальность требований национальных стандартов;
- применение требований национальных стандартов в контрактах, заключаемых между изготовителем и потребителем.
Стратегическими целями развития национальной системы стандартизации являются: повышение качества и конкурентоспособности российской продукции, работ и услуг, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках; обеспечение научно-технического прогресса; обеспечение обороноспособности, экономической, экологической, научно-технической и технологической безопасности РФ; обеспечение
единства измерений; обеспечение рационального использования ресурсов; обеспечение технической, информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции; содействие взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях экономики; содействие сохранению РФ позиции одной из ведущих в экономическом отношении стран.Для эффективного развития национальной системы стандартизации и достижения стратегических целей необходимо: сформировать механизмы использования национальных стандартов в государственных интересах РФ, в том числе для выполнения международных обязательств и поддержки социально-экономической политики государства; обеспечить приоритетную разработку национальных стандартов, применяемых на добровольной основе, для соблюдения требований технических регламентов; обеспечить при разработке национальных стандартов баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей; сформировать экономические механизмы, обеспечивающие привлечение заинтересованных сторон к работам по стандартизации и их финансированию; обеспечить эффективное применение методов и средств стандартизации для содействия успешному развитию секторов экономики с высоким потенциалом развития, а также для повышения качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг; применять при разработке стандартов метод программно-целевого планирования; оптимизировать процедуру разработки и принятия национальных стандартов с использованием международного опыта; усилить роль РФ и повысить ее авторитет в международной стандартизации; повысить уровень гармонизации национальных и международных стандартов; повысить эффективность межгосударственной стандартизации.
Направления развития национальной системы стандартизации включают в себя: совершенствование законодательных основ национальной системы стандартизации, усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии стандартизации, развитие организационно-функциональной структуры национальной системы стандартизации, экономических основ стандартизации, фонда документов национальной системы стандартизации, информационного обеспечения в области стандартизации, совершенствование взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации, развитие работ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров по стандартизации.
Реализация концепции должна осуществляться федеральными органами исполнительной власти на основе межведомственного плана мероприятий. Решение задач концепции может обеспечиваться в рамках федеральных и ведомственных целевых программ. Национальному органу по стандартизации необходимо разработать механизмы участия заинтересованных сторон в формировании общей политики в области стандартизации и обеспечить координацию деятельности разработчиков стандартов в РФ.
Федеральным органам исполнительной власти следует продолжить работы в сфере ведения и применения общероссийских классификаторов, разработку новых общероссийских классификаторов, гармонизированных с международными и региональными классификациями.
02.03.2006 16:02