О законодательных мерах и технических методах противодействия обороту контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции в РФ

О законодательных мерах и технических методах противодействия обороту контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции в РФ

14 февраля Комитеты Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму и по безопасности провели совместно парламентские слушания на тему “О законодательных мерах и технических методах противодействия обороту контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции в Российской Федерации”.
В слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Генеральной прокуратуры РФ, профильных министерств и ведомств, Торгово-промышленной палаты РФ, Союза промышленников и предпринимателей, представители бизнес-сообщества, общественных организаций.

Открывая парламентские слушания, заместитель председателя Государственной Думы Владимир Катренко призвал “кардинально изменить положение дел” с борьбой с контрафактной и фальсифицированной продукцией, внеся необходимые комплексные изменения в российское законодательство. “С проблемой контрафактной и фальсифицированной продукции Россия столкнулась в начале 90-х годов, когда вместе с пришедшим товарным изобилием в нашу страну просто хлынул поток всевозможных подделок. В настоящее время эта проблема достигла национального уровня и ставит под угрозу не только жизнь и здоровье, но и экономическую безопасность государства в целом”, – подчеркнул В.Катренко.

Активными темпами растет количество преступлений в данной отрасли, что стало “устойчивой тенденцией”. Так в 1999 году было выявлено 850 преступлений, в 2000-м – 2000 преступлений, в 2004 – 3200 преступлений. По отдельным группам товаров пищевых и парфюмерно-косметических продуктов, обуви, одежды и других товаров массового спроса доля фальсификата и контрафакта составляет от 30 до 90 процентов. До 83 процентов – это пиратские видео и аудиопродукция.

Особую озабоченность всех участников слушаниях вызывает проблема лекарственных средств, продуктов питания. Появление на потребительском рынке некачественной, а зачастую опасной продукции вредит здоровью нации и угрожает жизни потребителей.

“Важным элементом в системе национальной борьбы с контрафактом должно быть осознание и понимание гражданами ситуации, когда за совершенным правонарушением неминуемо последует судебное решение адекватное причиненному ущербу. Виновный обязан понести наказание”, – заявил В.Катренко. Недопустима, по мнению депутата, ситуация сложившаяся в последнее время, когда из направленных в суды в 2004 году уголовных дел 60 процентов были прекращены за примирением сторон, а по сорока из них вынесены условные приговоры или незначительные штрафы.

Проблемы противодействия обороту контрафакта и фальсификата связаны прежде всего с их масштабом. “Распространение контрафактной и фальсифицированной продукции затрагивает все сферы жизни страны, экономические и общественные. Практически весь ассортимент потребительских товаров подвержен подделке”, – заявил председатель Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов. Именно поэтому, по его мнению, недостаточно просто ужесточить меры за нарушение законодательства в данной сфере. Необходимо изменение отношения каждого из нас к этой проблеме. “Должна формироваться активная гражданская позиция и своего рода солидарная ответственность за последствия и результат пассивности и бездействия, которые и порождают безнаказанность, рост криминализации и коррупции в этой сфере”, – подчеркнул депутат. “Попустительство контрафакту – это создание мощного барьера на пути развития отечественной науки, внедрению современных технологий, производству качественных товаров, что в конечном итоге сказывается не только на здоровье, но и на благосостоянии россиян. Мы должны строить цивилизованный и безопасный рынок”, – подытожил председатель комитета.

Председатель Комитета по безопасности Владимир Васильев в своем выступлении подчеркнул, что прежде всего “необходимо понять, что сегодня государственная система в целом – правоохранительные, судебные, фискальные, надзорные органы – работает разобщено. Эта влияет крайне негативно и лишает нас по сути будущего”. В заключение, В.Васильев предложил провести первое парламентское расследование Госдумы по теме контрафакта и фальсификата.

Заместитель председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму, председатель Экспертного совета по правовому регулированию и защите интеллектуальной собственности Алексей Лихачев сообщил участникам слушаний о подготовленных и внесенных в Государственную Думу трех законопроектах: поправки в закон о товарных знаках, закон о лекарственных препаратах и в Уголовный кодекс. “Нам нужна более жесткая цепочка: правоприменительная практика, ее анализ со стороны правоохранительных, судебных органов, бизнеса – поправки в законодательство”, – отметил А.Лихачев. По его мнению несовершенна информационная составляющая борьбы с контрафактом: “До национального информационного проекта “Россия против контрафакта” достаточно далеко”.

Как член российской
делегации по присоединению России к ВТО, Алексей Лихачев подчеркнул, что “Россия без сомнения является частью интернационального контрафактного пространства”, но не является его организатором. Это пространство, по его словам, требует консолидации деятельности и координации в борьбе с ним.

Заместитель председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Елена Панина предложила создать при Совете безопасности РФ специальную комиссию по борьбе с оборотом контрафактной и фальсифицированной продукцией с чрезвычайными полномочиями, которая объединит усилия и возможности всех заинтересованных ведомств и участников рынка.

Большинство участников слушаний отмечали отсутствие системности и взаимной увязки полномочий органов исполнительной
власти, призванных осуществлять контрольно-надзорные функции, пресекать оборот фальсифицированной и контрафактной продукции. Одновременно, нормы действующего законодательства регулируют лишь отдельные аспекты борьбы с контрафактной продукцией и не унифицированы для различных объектов интеллектуальной собственности, являющихся предметом контрафакта. Оборот фальсифицированной продукции сегодня практически не влечет какой-либо ответственности. Участники единодушно заявляли о “необходимости введения адекватности и неотвратимости наказания” за совершенные преступления в этой сфере и обеспечении гласности в рассмотрении дел по контрафакту.

Наибольшую проблему, по мнению заместителя председателя Комитета по безопасности Валерий Дятленко, представляет отсутствие государственной системы контроля за производством и распространением продукции, перестройка системы сертификации и стандартизации, которая снизила уровень технического контроля. “Системность мер противодействия может быть обеспечена только в рамках государственной программы”, – подчеркнул В.Дятленко

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Владимир Колесников, выступая на парламентских слушаниях, отметил, что в последнее время в России наблюдаются определенные позитивные сдвиги в области охраны интеллектуально собственности, совершенствуется законодательство, действует специальная правительственная комиссия по противодействию нарушениям в этой сфере. Вместе с тем, “системного поворота к лучшему пока не удалось”, – отметил В.Колесников. Наоборот, число преступлений растет, а возможности правоохранительных органов и прокуратуры ограничены действующим в настоящее время уголовных и административным законодательством. Это касается вопросов конфискации орудий производства контрафакта, цепочки реализации уже конфискованного товара, в неадекватных сроках наказаний за совершенные преступления в данной сфере. “Необходимо изменение законодательства в части ужесточения уголовной ответственности по всей цепочке контрафакта: производитель – арендодатель – посредник – продавец. Кроме этого, я бы предусмотрел конфискацию не только произведенного и станков, но и всего того, что он скопил за время своего существования – вклады, дома и т.д. В результате, завтра мы не увидим контрафактной продукции на полках”, – заявил заместитель Генерального прокурора.

Председатель Совета директоров некоммерческого партнерства “Русь-бренд”, председатель Совета директоров АО “Вильбильдам” Давид Якобашвили, выступая от имени 55 компаний – обладателей торговых знаков, отметил позитивные изменения в российском законодательстве в области товарных знаков, но назвал их “недостаточными и требующими корректировки”. Важное место в этих изменениях должно быть отведено не только изменению санкций уголовного и административного законодательства, но и обязательного дополнительного обучения персонала правоохранительных и судебных органов, занимающихся делами о нарушении законодательства об интеллектуальной собственности.

Заместитель Председателя Государственной Думы Владимир Жириновский участвуя в слушаниях заявил, что бороться с подделками путем усиления уголовной ответственности, высокой зарплатой чиновников и пропагандой самой борьбы.

В ходе слушаний были представлены конкретные технические проекты технических методов и средств борьбы с контрафактом, разработанные отечественными производителями.

Подводя итоги шестичасового активного и всестороннего обсуждения проблем противодействия обороту контрафактной продукции Владимир Катренко и Валерий Драганов отметили, что все наиболее интересные
предложения будут учтены в рекомендациях парламентских слушаниях с конкретными рекомендациями Правительству РФ, Государственной Думе, органам судебной власти и др.

Пресс-служба Государственной Думы РФ



15 февраля 2006
00:00
Поделиться