Эффективность стандартизации

Эффективность стандартизации



С.В. Пугачев - заместитель Руководителя

Федерального агентства по техническому регулированию

и метрологии

Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования в условиях рыночной экономики может обеспечить рост экономических показателей, превышающий повышение соответствующих показателей от внедрения патентов и лицензий. Так, по исследованиям немецких экспертов, подтвержденным аналитиками Европейского союза, 1/3 ежегодного экономического роста Германии за 1960-1990 г.г (около 30 млрд. марок) обусловлена применением стандартов. Исследования, проведенные экспертами Германии, Австрии и Швейцарии показали, что в масштабах национальной экономики совокупный эффект от проведения стандартизации составляет около 1 % валового внутреннего продукта (ВВП). Для Швейцарии в 2001 году этот эффект в денежном выражении составил 4,16 млрд. швейцарских франков. В результате исследований, выполненных в странах-членах Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), выявлено, что эффективное применение технического нетарифного регулирования позволяет увеличить долю прибыли в среднем на 0,26 % ВВП, тогда как прибыль от тарифного регулирования не превышает 0,14 %. Таким образом, государство должно быть заинтересовано в эффективном применении стандартизации в качестве рычага технического регулирования.

Проведенный в США анализ показал, что благодаря использованию международных стандартов удалось сэкономить 25,8 млрд. долл. В тех секторах, где США не принимали участия в разработке международных стандартов или не использовали международные стандарты, дефицит составил 141,6 млрд. долл. Что касается экспорта, то по расчетам экспертов США могли бы дополнительно получать по 20-40 млрд. долл. ежегодно при устранении барьеров в торговле, связанных с различием в стандартах и методах оценки соответствия, существующих в США и в странах - коммерческих партнерах США.

В Меморандуме о взаимопонимании между Правительством Великобритании и Британской организацией по стандартизации (BSI) от 20.06.02 г. отмечено, что: “Стандартизация является ключевым фактором поддержки ряда направлений государственной политики, таких как конкуренция, внедрение инноваций, устранение торговых барьеров, расширение торговли, защита интересов потребителей, защита окружающей среды, государственные поставки и т.д.
Стандартизация, совмещаемая с законодательством, способствует более эффективному техническому регулированию на государственном уровне”.

Существуют международные документы, устанавливающие принципы взаимосвязи стандартов и технических регламентов. Рекомендации для Правительств ЕЭК ООН относительно политики в области стандартизации (приложение Д) устанавливают, что правительствам стран–членам ЕЭК следует, по возможности, использовать в законодательных документах ссылки на национальные стандарты, региональные стандарты или предпочтительно на международные стандарты и поощрять более широкое применение метода “ссылки на стандарты” с использованием пяти принципов Руководства ИСО/МЭК 15. В качестве преимуществ метода перечисляются устранение барьеров в торговле, упрощение и ускорение законодательной деятельности, содействие упрощению внесения изменений в документы с учетом технического прогресса и снижению связанных с этим затрат. Кроме того, должны быть разработаны руководящие принципы для правильного применения метода, как для органов регулирования, так и для национальных органов по стандартизации.

В ЕС перечень стандартов, обеспечивающих соответствие регламентам (директивам, нормативным актам) публикуется в официальном издании, и фактически эти стандарты становятся обязательными. При отсутствии таких стандартов разработка поручается национальным органам по стандартизации с учетом требований нормативных актов – технических регламентов. Например, только под 22 европейские директивы так называемого “нового подхода” в официальном журнале Европейской комиссии опубликован перечень из 2233 европейских стандартов, отвечающих требованиям этих директив.

Национальный институт стандартов США (NIST) идентифицировал более чем 9000 ссылок на стандарты, включенных в Свод федеральных регламентов.

Таким образом, метод ссылки на стандарты представляет единственный выход из ситуации, когда возникает необходимость ежегодного многократного внесения изменений в законодательные акты, поскольку эта процедура очень долговременная и дорогостоящая.

На создание совокупного эффекта стандартизации влияют следующие факторы:

- обеспечение приемлемой для потребителей безопасности продукции;

- снижение уровня рисков в производственных и внепроизводственных условиях;

- ограничение вреда застрахованному имуществу и снижение страховых выплат;

- улучшение условий доступа национальных кампаний к внешним рынкам;

- сокращение сроков проектирования новой продукции;

- повышение эффективности процесса закупок за счет ссылок на стандарты при оформлении заказов;

- упрощение контроля на всех стадиях производства;

- сокращение сроков складирования продукции, реализация производственных процессов по методу “точно в срок” (just in time);

- обеспечение качества продукции в интересах потребителя и государства;

- обеспечение технической (конструктивной, электромагнитной и др.) и информационной (программной и др.) совместимости, а также взаимозаменяемости продукции, согласования и увязки показателей и характеристик продукции, кодирования, классификации, унификации, типизации и агрегатирования машин и изделий; - обеспечение экономии всех видов ресурсов (снижение материало-энерго и трудоемкости, применение малоотходных технологий).

Существуют также потенциальные проблемы, которые следует избегать в стандартизации. Медленно разрабатываемые, негибкие, устаревшие или несоответствующие стандарты скорее мешают инновациям, чем помогают им. Стандарты могут использоваться как для создания торговых барьеров, так и для их снятия. Для правительства в равной степени важны борьба с этими недостатками и поощрение эффективных результатов стандартизации.

Журнал Нефтяное хозяйство



18 ноября 2005
00:00
Поделиться