Утвержден специальный технический регламент
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 12 октября 2005 г. # 609
Об утверждении специального технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ"
В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ".
Указанный специальный технический регламент вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования настоящего постановления.
2. Федеральным органам исполнительной власти обеспечить приведение своих нормативных правовых актов в соответствие со специальным техническим регламентом, утвержденным настоящим постановлением, ко дню вступления в силу указанного регламента.
Председатель Правительства
Российской Федерации М.Фрадков
Москва,
15 октября 2005 г.,
N 2003
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 октября 2005 г. № 609
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
"О требованиях к выбросам автомобильной техникой,
выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ"
1. Настоящий регламент применяется в целях защиты населения и окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ.
2. В соответствии с федеральными законами "О техническом регулировании", "О безопасности дорожного движения", "Об охране атмосферного воздуха", "О защите прав потребителей", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и Соглашением о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, подписанным в г. Женеве (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 16 октября 1995 г.), настоящий регламент устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания.
3. Используемые в настоящем регламенте понятия означают следующее:
"автомобильная техника" - колесные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них;
"автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации" - впервые изготовленная в Российской Федерации, а также ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации автомобильная техника;
"выбросы" - выбросы вредных (загрязняющих) веществ, которыми являются отработанные газы двигателей внутреннего сгорания и испарения топлива автомобильной техники, содержащие вредные (загрязняющие) вещества (оксид углерода (СО), углеводороды (C
mHn), оксиды азота (NOx) и дисперсные частицы);"газовый двигатель" - двигатель, работающий на сжиженном нефтяном или природном газе;
"дизель" - двигатель, работающий по принципу воспламенения от сжатия;
"искровой двигатель" - двигатель с принудительным зажиганием, работающий на бензине или газовом топливе;
"Правила ЕЭК ООН" - Правила Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций согласно приложению № 1, принятые в соответствии с указанным в пункте 2 настоящего регламента Соглашением, применяемые в целях настоящего регламента;
"технические нормативы выбросов" - устанавливаемые в отношении автомобильной техники нормативы выбросов, которые отражают максимально допустимую массу выбросов в атмосферу в расчете на единицу произведенной автомобильной техникой работы или пробега;
"экологический класс" - классификационный код, характеризующий автомобильную технику в зависимости от уровня выбросов.
4. Объектами технического регулирования являются автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, и установленные на ней двигатели внутреннего сгорания в части выбросов, а также топливо для таких двигателей.
5. Автомобильная техника подразделяется на следующие типы:
а) легковые автомобили (код ТН ВЭД России 8703, код ОКП 45 1400) категории M
1 с двигателями внутреннего сгорания, используемые для перевозки пассажиров, имеющие не более 8 мест для сидения, кроме места водителя;б) автобусы (код ТН ВЭД России 8702, код ОКП 45 1700) с двигателями внутреннего сгорания категорий:
M2
максимальной массой не более 5 т, используемые для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения, кроме места водителя;M3
максимальной массой свыше 5 т, используемые для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения, кроме места водителя;в) грузовые автомобили (коды ТН ВЭД России 8701, 8704, 8705, 8706, коды ОКП 45 1100, 45 1118, 45 1130, 45 2100, 45 2200, 45 2300, 45 2700), а также изготовленная на их базе автомобильная техника специального назначения, имеющая свои коды ТН ВЭД России и ОКП, с двигателями внутреннего сгорания категорий:
N1
максимальной массой не более 3,5 т, используемые для перевозки грузов и установленного на них оборудования;N2
максимальной массой свыше 3,5 т, но не более 12 т, используемые для перевозки грузов и установленного на них оборудования;N3
максимальной массой свыше 12 т, используемые для перевозки грузов и установленного на них оборудования.6. Автомобильная техника подразделяется на экологические классы согласно приложению № 2.
7. Сведения об экологическом классе вносятся в действующие на территории Российской Федерации документы, идентифицирующие автомобильную технику.
8. Техническими требованиями к автомобильной технике и установленным на ней двигателям внутреннего сгорания являются следующие:
а) в отношении автомобильной техники экологического класса 2:
категорий М
1, М2 максимальной массой не более 3,5 т, N1 с искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями - технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН № 83-04 (уровни выбросов В, С, D), Правилами ЕЭК ООН № 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);категорий М
1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N1, N2, N3 с дизелями и газовыми двигателями - технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН № 49-02 (уровень выбросов В), Правилами ЕЭК ООН № 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);категорий М
1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N2, N3 с бензиновыми двигателями - технические нормативы выбросов(СО - 55 г/кВт∙ч, CmHn - 2,4 г/кВт∙ч, NOx - 10 г/кВт∙ч) при испытаниях, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН № 49-03 (испытательный цикл ESC);
б) в отношении автомобильной техники экологического класса 3:
категорий М
1, М2 максимальной массой не более 3,5 т, N1 с искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями - технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН № 83-05 с исправлениями 1-3, дополнениями 1-5 (уровень выбросов А), Правилами ЕЭК ООН № 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);категорий М
1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N1, N2, N3 с дизелями и газовыми двигателями - технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН № 49-04 (уровень выбросов А), Правилами ЕЭК ООН № 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);категорий М
1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N2, N3 с бензиновыми двигателями - технические нормативы выбросов(СО - 20 г/кВт∙ч, CmHn - 1,1 г/кВт∙ч, NOx - 7 г/кВт∙ч) при испытаниях, предусмотренных Правилами № 49-03 (испытательный цикл EТC);
категорий М
1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N2, N3 повышенной проходимости с дизелями - технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН № 96-01 с дополнениями 1, 2, Правилами ЕЭК ООН № 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);в) в отношении автомобильной техники экологического класса 4:
категорий М
1, М2 максимальной массой не более 3,5 т, N1 с искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями - технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН № 83-05 с исправлениями 1-3, дополнениями 1-5 (уровень выбросов В), Правилами ЕЭК ООН № 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);категорий М
1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N1, N2, N3 с дизелями и газовыми двигателями - технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН № 49-04 (уровень выбросов В1), Правилами ЕЭК ООН № 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);категорий М
1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N1, N2, N3 с бензиновыми двигателями - технические нормативы выбросов(СО - 4 г/кВт∙ч, CmHn - 0,55 г/кВт∙ч, NOx - 2 г/кВт∙ч) при испытаниях, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН № 49-03 (испытательный цикл EТC);
г) в отношении автомобильной техники экологического класса 5 категорий М
1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N1, N2, N3 с дизелями и газовыми двигателями - технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН № 49-04 (уровни выбросов В2, С), Правилами ЕЭК ООН № 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей).9. К характеристикам топлива, обеспечивающим выполнение технических требований к автомобильной технике и установленным на ней двигателям, указанных в пункте 8 настоящего регламента, предъявляются основные технические требования согласно приложению № 3.
10. Уровень выбросов на дату производства автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, не должен превышать технические нормативы, указанные в пункте 8 настоящего регламента.
11. Соответствие автомобильной техники и установленных на ней двигателей требованиям настоящего регламента удостоверяет сообщение, касающееся официального утверждения типа транспортного средства и (или) двигателя, предусмотренное Правилами ЕЭК ООН, или сертификат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
12. Порядок подтверждения соответствия автомобильной техники и установленных на ней двигателей требованиям настоящего регламента определен Правилами ЕЭК ООН.
13. Срок действия сертификатов соответствия ограничивается датой вступления в силу требований к следующему экологическому классу, но не превышает 4 лет.
Сертификаты соответствия, выданные до вступления в силу настоящего регламента, действительны до окончания срока их действия.
В случае внесения в конструкцию автомобильной техники или двигателя изменений, влияющих на выполнение технических требований, указанных в пункте 8 настоящего регламента, на эту автомобильную технику или двигатели выдаются новые сертификаты соответствия.
14. Введение в действие технических нормативов выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, осуществляется в следующие сроки:
а) экологического класса 2 - с даты вступления в силу настоящего регламента;
б) экологического класса 3 - с 1 января 2008 г.;
в) экологического класса 4 - с 1 января 2010 г.;
г) экологического класса 5 - с 1 января 2014 г.
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к специальному техническому регламенту "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации,
вредных (загрязняющих) веществ"
П Е Р Е Ч Е Н Ь
Правил Европейской экономической комиссии Организации
Объединенных Наций, применяемых для целей специального технического регламента "О требованиях к выбросам
автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории
Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ"
1. Правила ЕЭК ООН № 24 (24-0
3*) "Единообразные предписания, касающиеся:I.
официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ;II
. официального утверждения автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, официально утвержденных по типу конструкции;III.
официального утверждения автотранспортных средств с двигателем с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ;IV.
измерения полезной мощности двигателей с воспламенением от сжатия".2. Правила ЕЭК ООН № 49 (49-02, 49-03, 49-04
*) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе, и транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, двигателями, работающими на природном газе, и двигателями с принудительным зажиганием, работающими на сжиженном нефтяном газе, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ".3. Правила ЕЭК ООН № 83 (83-02, 83-03, 83-04, 83-05
*) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выброса загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей".4. Правила ЕЭК ООН № 96 (96-01
*) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия для установки на сельскохозяйственных тракторах и внедорожной технике в отношении выброса загрязняющих веществ этими двигателями".________________
*
Номера поправок, которыми вносятся изменения в Правила ЕЭК ООН.
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к специальному техническому
регламенту "О требованиях
к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ"
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
автомобильной техники в зависимости
от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ
Экологический класс автомобильной техники |
Категории и подгруппы автомобильной техники |
Нормативные документы, устанавливающие требования к экологическим характеристикам автомобильной техники/технические нормативы выбросов |
0 |
М 1, М2 максимальной массой не более 3,5 т, N1 с бензиновыми двигателями |
Правила ЕЭК ООН № 83-02, уровень выбросов А |
М 1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N1, N2, N3 с дизелями |
Правила ЕЭК ООН № 49-01 | |
М 1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N2, N3 с бензиновыми двигателями |
СО - 85 г/кВт·ч, С mНn -5 г/кВт·ч, NOх - 17 г/кВт·ч(9-режимный испытательный цикл) | |
1 |
М 1, М2 максимальной массой не более 3,5 т, N1 с бензиновыми двигателями и дизелями |
Правила ЕЭК ООН № 83-02, уровни выбросов В, С соответственно |
М 1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N1, N2, N3 с газовыми двигателями и дизелями |
Правила ЕЭК ООН № 49-02, уровень выбросов А | |
М 1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N2, N3 с бензиновыми двигателями |
СО - 72 г/кВт·ч, CmHn -4 г/кВт·ч, NOx - 14 г/кВт·ч(9-режимный испытательный цикл) | |
2 |
М 1, М2 максимальной массой не более 3,5 т, N1 с искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями |
Правила ЕЭК ООН № 83-04, уровни выбросов В, С, D соответственно |
М 1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N1, N2, N3 с газовыми двигателями и дизелями |
Правила ЕЭК ООН № 49-02, уровень выбросов В | |
М 1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, МЗ, N2, N3 с бензиновыми двигателями |
СО - 55 г/кВт·ч, CmHn -2,4 г/кВт·ч, NOx - 10 г/кВт·ч (при испытаниях по Правилам ЕЭК ООН № 49-03, испытательный цикл ESC) | |
3 |
М 1, М2 максимальной массой не более 3,5 т, N1 с искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями |
Правила ЕЭК ООН № 83-05, уровень выбросов А |
М 1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N1, N2, N3 с газовыми двигателями и дизелями |
Правила ЕЭК ООН № 49-04, уровень выбросов А | |
М 1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N1, N2, N3 повышенной проходимости с дизелями |
Правила ЕЭК ООН № 96-01 | |
М 1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N2, N3 с бензиновыми двигателями |
СО - 20 г/кВт·ч, CmHn -1 ,1 г/кВт·ч, NOx - 7 г/кВт·ч (при испытаниях по Правилам ЕЭК ООН № 49-03, испытательный цикл ESC) | |
4 |
М 1, М2 максимальной массой не более 3,5 т, N1 с искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями |
Правила ЕЭК ООН № 83-05, уровень выбросов В |
М 1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N1, N2, N3 с газовыми двигателями и дизелями |
Правила ЕЭК ООН № 49-04, уровень выбросов В1 | |
М 1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N2, N3 с бензиновыми двигателями |
СО - 4 г/кВт·ч, CmHn -0,55 г/кВт·ч, NOx - 2 г/кВт·ч (при испытаниях по Правилам ЕЭК ООН № 49-03, испытательный цикл ETC) | |
5 |
М 1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N1, N2, N3 с газовыми двигателями и дизелями |
Правила ЕЭК ООН № 49-04, уровень выбросов В2, С |
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к специальному техническому
регламенту "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ"
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
к характеристикам топлива для автомобильной техники
Характеристики топлива |
Единица измерения |
Нормы в отношении автомобильной техники | |||
экологического класса 2 |
экологического класса 3 |
экологического класса 4 | |||
Бензин | |||||
Концентрация свинца, не более |
мг/дм 3 |
10 |
5 |
0 | |
Концентрация серы, не более |
мг/кг |
500 |
150 |
50 | |
Объемная доля углеводородов, не более: |
процентов |
||||
ароматических |
не установлена |
42 |
35 | ||
олефиновых |
не установлена |
18 |
18 | ||
Объемная доля бензола, не более |
процентов |
5 |
1 |
1 | |
Массовая доля кислорода, не более |
процентов |
не установлена |
2,7 |
2,7 | |
Давление насыщенных паров с учетом климатических условий: |
кПа |
||||
в летний период |
45 - 80 |
45 - 80 |
45 - 80 | ||
в зимний период |
50 - 100 |
50 - 100 |
50 - 100 | ||
Отложения на впускных клапанах и в камере сгорания |
не установлены |
соответствие европейским бензинам для автомобильной техники экологических классов 3 и 4* | |||
Дизельное топливо | |||||
Цетановое число, не менее |
49 |
51 |
51 | ||
Плотность при 15°С |
кг/м 3 |
820-860 |
820-845 |
820-845 | |
Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, не более |
процентов |
не установлена |
11 |
11 | |
Концентрация серы, не более |
мг/кг |
500 |
350 |
50 | |
Фракционный состав - 95 процентов объема перегоняется при температуре не более |
о С |
360 |
360 |
360 | |
Смазывающая способность, не более |
мкм |
460 |
460 |
460 |
________________
* Определяется на стадии подготовки производства.
____________