Cовместное заседание Комитета ТПП РФ по вопросам регулирования предпринимательской деятельности, Общественного совета по техническому регулированию при Минпромэнерго России и рабочей группы РСПП по ТР

Cовместное заседание Комитета ТПП РФ по вопросам регулирования предпринимательской деятельности, Общественного совета по техническому регулированию при Минпромэнерго России и рабочей группы РСПП по техническому регулированию

21 сентября 2005 года в Доме Металлургов состоялось совместное заседание Комитета ТПП РФ по вопросам регулирования предпринимательской деятельности, Общественного совета по техническому регулированию при Минпромэнерго России и рабочей группы РСПП по техническому регулированию. В заседании приняли участие представители комитетов ТПП РФ, Экономической группы при Администрации Президента Российской Федерации, Минпромэнерго России, Ростехрегулирования, отраслевых союзов, ассоциаций и промышленных предприятий.

О реализации реформы технического регулирования и взаимодействии Комитета ТПП РФ по вопросам регулирования предпринимательской деятельности с отраслевыми комитетами ТПП РФ и Общественным советом по техническому регулированию при Минпромэнерго России сообщили председатель Общественного совета по техническому регулированию при Минпромэнерго России А. Комаров и председатель Комитета ТПП РФ по вопросам регулирования предпринимательской деятельности, заместитель председатель Общественного совета по техническому регулированию при Минпромэнерго России Н. Фонарева.

Выступающие отметили, что двухлетний период реализации реформы технического регулирования в Российской Федерации выявил ряд существенных организационных, методических и правовых проблем, которые нуждаются в решении.

Как показала практика, необходимо вести разработку проектов технических регламентов “пакетным” принципом с целью обеспечения полноты и непротиворечивости обязательных требований по безопасности, включаемых в регламенты. По ряду отраслей (электроэнергетика, атомная энергетика, строительство, металлургия, космическая деятельность, железнодорожный транспорт, сельское хозяйство, информационные технологии и др.) постепенно внедряется пакетный принцип разработки проектов технических регламентов, однако эта практика ещё не получила должного развития.

Кроме того, даже при применении пакетного принципа далеко не всегда проводится системный анализ действующих нормативно-технических актов федеральных органов исполнительной власти с целью обеспечения полноты включения обязательных требований по безопасности в регламенты. Многие разработчики нередко разрабатывают “рамочные” технические регламенты, не содержащие всех соответствующих обязательных требований по безопасности продукции и процессов.

Выбор объектов технического регулирования, включаемых разработчиками в регламенты, нередко носит достаточно произвольный характер, что приводит к образованию значительных пробелов в системе технических требований к соответствующей продукции. Так, например, только за сентябрь с.г., как показали итоги общественных слушаний проектов технических регламентов, представители промышленности указали разработчикам на пробелы в системе обязательных требований в части определения требований по безопасности стеклоомывающих и тормозных жидкостей (в проекте технического регламента на бензины и горючесмазочные материалы), в части кормов и кормовых добавок для непродуктивных животных (проект технического регламента по безопасности кормов и кормовых добавок для животных), в части безопасности ввозимой древесины и лесоматериалов (проект технического регламента по безопасности импортируемых растений) и т.д.

Всё это свидетельствует о том, что Комитету ТПП РФ по вопросам регулирования предпринимательской деятельности, отраслевым комитетам ТПП РФ и Общественному совету по техническому регулированию, необходимо консолидировать усилия по систематизации нормативно-технической базы с целью её последующего распределения по системе проектов общих и специальных технических регламентов, намечаемых к разработке.

В ряде случаев представители отдельных отраслей промышленности не поддерживают проекты технических регламентов, разработанные подведомственными организациями федеральных органов исполнительной власти. Так, например, на недавних общественных слушаниях по проекту технического регламента “О безопасности магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов” представители нефтедобывающей промышленности выдвинули альтернативный проект технического регламента, указав на его принципиальное отличие от проекта, представленного официальным разработчиком: проект промышленности содержит конкретные требования по безопасности и исключает неоправданно расширенный государственный контроль и надзор за деятельностью отрасли, основанный на субъективных оценках представителей контролирующих органов.

Значительные трудности при разработке проектов технических регламентов вызывают действующие многочисленные и разноплановые федеральные законы, регулирующие отношения по обеспечению безопасности и качества продукции, как в целом, так и по отдельным её видам (“О промышленной безопасности”, “О качестве и безопасности пищевых продуктов”, “О санитарно-эпидемиологическом благополучии”, “О ветеринарии” и многие другие). Это приводит к возникновению множества существенных вопросов о том, что учитывать, а что не учитывать в технических регламентах, так как разработчики не имеют информации о том, как будут изменяться эти законы в связи с реализацией реформы технического регулирования в России. И Общественный совет по техническому регулированию, и Комитет ТПП РФ по вопросам регулирования предпринимательской деятельности, и отраслевые комитеты ТПП РФ должны выработать единую позицию с целью упорядочения ранее принятого законодательства и представить соответствующие предложения заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию. Представители промышленности всё более настойчиво поднимают вопрос о непосредственном включении их представителей в составы коллективов разработчиков проектов технических регламентов. Это ставит перед заказчиками проектов – федеральными органами исполнительной власти принципиально важную задачу: формирование консорциумов из представителей различных организаций и предприятий (науки, промышленности) для разработки проектов технических регламентов.

Существенные трудности, как показала практика, вызывает приведение текстов проектов регламентов в соответствие с юридико-техническими требованиями. Нередко проекты технических регламентов, представляемые на общественные слушания, вообще не просматриваются и не прорабатываются юристами. В итоге это может привести к отклонениям таких проектов при прохождении их в Государственной Думе.

Необходимо консолидировать усилия и в части подготовки поправок к Федеральному закону “О техническом регулировании”, не ревизуя, однако, принципиальных положений реформы технического регулирования.

Среди некоторых разработчиков до настоящего времени бытует мнение о том, что технические регламенты должны носить только общий, “рамочный” характер, а конкретные обязательные требования должны остаться в ведомственных нормативно-технических актах. Такой подход не соответствует основополагающим принципам реформы технического регулирования, и для его преодоления необходима совместная работа Общественного совета и комитетов ТПП РФ по надлежащему информированию представителей науки и промышленности, участвующих в разработке проектов технических регламентов. Главным критерием полноты (завершенности) проекта соответствующего технического регламента должно быть включение в регламент всех соответствующих обязательных требований, что позволит реально доводить проекты регламентов до состояния, пригодного для направления в Правительство Российской Федерации и Федеральное Собрание.

На заседании также обсуждались вопросы требований безопасности в технических регламентах, взаимодействия с международными организациями по стандартизации, проблемы реализации Федерального закона "О техническом регулировании" в строительной отрасли и др.

Комитет ТПП РФ по вопросам регулирования

предпринимательской деятельности




27 сентября 2005
00:00
Поделиться