Навстречу всемирному Дню качества- 2005

 

НАВСТРЕЧУ ВСЕМИРНОМУ ДНЮ КАЧЕСТВА - 2005

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ КАЧЕСТВА

С середины 80-х годов по инициативе Европейской организации качества (ЕОК) проводится Европейская неделя качества, а в каждый второй четверг ноября — Всемирный день качества. В этот день в большинстве государств мира проходят мероприятия, цель которых подчеркнуть значение высокого качества продукции и услуг, качества управления обществом, предприятием для обеспечения достойной жизни граждан и устойчивого развития стран.

С 1986 года этот день регулярно отмечается и в нашей стране. Обычно в течение Европейской недели во всех регионах Российской Федерации подводятся итоги конкурсов по качеству, открываются выставки лучшей продукции, проводятся конференции. Во Всемирный день качества ежегодно проводится научно-практическая конференция, а с 2003 года — Всероссийский Форум, куда собираются представители министерств и ведомств, общественных объединений, местных администраций, руководители предприятий и организаций, профессура, работники органов по сертификации и консалтинговых фирм, занимающихся помощью во внедрении систем менеджмента качества.

С момента создания Всероссийская организация качества является одним из основных организаторов Всемирного дня качества. На Форуме 2005 года выступит с докладом член Американского общества качества Дж. Шоттмиллер.

Принимая во внимание огромное значение саратовской системы бездефектного изготовления продукции, 50-летие которой исполняется в 2005 году, было принято решение основные мероприятия Форума провести 10 и 11 ноября в Саратове.

Саратовская система организации бездефектного изготовления продукции и сдачи ее ОТК или заказчику с первого предъявления (БИП) разработана на Саратовском самолетостроительном заводе в середине 50-х годов. Система направлена на создание организационно-технических условий, обеспечивающих изготовление продукции рабочим или целой бригадой без отклонений от технической документации. В 60-70-х годах по решению ЦК КПСС саратовская система широко и в большинстве случаев успешно распространяется на предприятиях всех отраслей промышленности Советского Союза, принося заметный эффект. На предприятиях, где была внедрена система, повысилась технологическая и производственная дисциплина, значительно сократился процент брака. Система БИП нашла широкое распространение во многих странах, особенно в США, трансформировавшись в широко известную сегодня систему “ноль дефектов” (“Zero Defect”).

Система разрабатывалась руководителями саратовского самолетостроительного завода при непосредственном участии Б.А. Дубовикова и Л.И. Комарова. В основу системы положена количественная оценка качества труда. Качество труда К в данной системе характеризуется процентом сдачи продукции с первого предъявления за отчетный отрезок времени Т (смена, неделя, месяц). Оценивается качество труда отдельного исполнителя, бригады, участка, цеха, предприятия. В зависимости от значения К определяется размер премии. Основные принципы системы БИП следующие:

  • непосредственный исполнитель несет полную ответственность за качество выполняемой работы;
  • не допускается каких-либо отступлений от требований технической, технологической или другой документации;
  • запрещается оформлять временные разрешения на сдачу ОТК продукции, изготовленной с отступлением от требований документации;
  • не допускается составление ведомостей дефектов работниками ОТК при приеме продукции;
  • исполнитель предъявляет продукцию ОТК, предварительно полностью проверив ее и убедившись в отсутствии дефектов;
  • продукция, имеющая неисправимые дефекты отделяется самим исполнителем и отдельно предъявляется ОТК для оформления акта о браке;
  • ОТК возвращает всю продукцию исполнителю на доработку приобнаружении первого же дефекта;
  • последующие предъявления продукции ОТК осуществляются с разрешения руководства цеха (предприятия).

Функционирование системы потребовало от инженерных и вспомогательных служб цехов, руководства предприятия четкой организации обеспечения рабочих мест всем необходимым: материалами, инструментом, приспособлениями, документацией, инструктажем. Рабочий знал: если отклонения от заданного качества возникнут из-за недоброкачественного инструмента, плохо настроенного станка или других, от него не зависящих причин, он должен прекратить работу и требовать исправлений. В противном случае вся вина и ответственность ложатся на него. Система активно способствовала развитию инициативы. Появляются формы самоконтроля, такие, как работа с “личным клеймом” и сдача продукции по доверенности ОТК. Причем на самоконтроль переходили как отдельные рабочие, так и бригады, участки, цеха. Для обеспечения эффективного применения системы постоянно проводилось обучение и воспитание кадров. Одной из характерных для системы форм обучения стали так называемые школы качества. В рамках системы действовала особая организационная форма — совещание под названием “День качества”, на котором подвергались критическому анализу итоги работы по обеспечению установленного качества продукции за истекший период и разрабатывались мероприятия по улучшению качества продукции. “Дни качества” проводились на всех уровнях управления — предприятие, бригада, цех. В рамках системы родилось движение за звание “Отличник качества”, “Мастер — золотые руки”. Дальнейшим развитием саратовской системы стала система бездефектного труда (СБТ), которая приобрела широкую известность как “львовский вариант” саратовской системы. Она предусматривала более эффективное решение одной из важнейших задач по обеспечению качества — планирование и поддержание достигнутого уровня качества труда. В системе основным показателем качества труда являлся не процент сдачи продукции ОТК и заказчику с первого предъявления, а обобщенный критерий — коэффициент качества труда. В качестве дальнейшего развития саратовской системы можно рассматривать отечественные системы КАНАРСПИ, НОРМ, КС УКП, куда БИП вошла составной частью. Многие принципы и идеи саратовской системы вошли составной частью в международные стандарты качества — МС ИСО серии 9000, получившие необычайно широкое распространение в мировом сообществе.

 

 

 

Форум,

посвященный 50-летию саратовской системы бездефектного

изготовления продукции, в рамках Всемирного дня качества

и Европейской недели качества

10-11 ноября 2005 г.

г. Саратов

Форум, посвященный 50-летию саратовской системы бездефектного изготовления продукции собрал 560 участников – представителей почти всех субъектов Российской Федерации: руководителей и специалистов предприятий и организаций различных форм собственности, ученых, работников органов федерального и муниципального управления.

Форум, организованный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации, Всероссийской организацией качества и Правительством Саратовской области проходил под девизом: “Качество: прошлое, настоящее, будущее”. Участников Форума приветствовали председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронов, президент Европейской организации качества Вольфганг Каэркес, губернатор Саратовской области П.Л. Ипатов.

В докладах, сообщениях участников Форума, на круглых столах отмечалась важность широкого развертывания движения за качество как необходимого условия выполнения задачи поставленной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным по достижению конкурентоспособности продукции, услуг, управления и повышения, в конечном счете, качества жизни.

Выступающие на Форуме отмечали, что для претворения в жизнь этих стратегических установок нужен системный комплексный подход, использование богатого прошлого отечественного опыта управления качеством, в том числе саратовской системы, освоение международных стандартов ИСО серии 9000, получивших необычайно широкое распространение в странах мирового сообщества. Для этого необходимо принять кардинальные меры на всех уровнях – от общенационального до каждого предприятия и организации.

 

 

В числе таких мер на Форуме предлагалось:

Во-первых, разработать и утвердить национальную концепцию в области качества и конкурентоспособности российской продукции.

Во-вторых, предприятиям, органам федерального и муниципального управления ускорить создание систем менеджмента качества в своих организациях на основе международных стандартов ИСО серии 9000 и их отраслевых аналогов.

В-третьих, федеральным органам власти и управления обеспечить разработку системы критериев при осуществлении государственных закупок для стимулирования предприятий, сертифицировавших свои системы качества; снизить таможенные пошлины при ввозе по импорту высокотехнологичного оборудования для технического переоснащения предприятий; принять решение о включении расходов на разработку систем менеджмента качества и национальных стандартов в состав себестоимости.

На Форуме был поддержан передовой опыт разработки и осуществления региональных программ “Качество” в Ярославской и Волгоградской областях, опыт морального и материального стимулирования коллективов за достижение высоких показателей качества продукции и работы, социального развития в Ставропольском крае.

Была подчеркнута необходимость совершенствования системы непрерывного обучения кадров вопросам качества – от школьной скамьи до послевузовского и дополнительного образования, пропаганды качества в средствах массовой информации.

С интересом участники Форума ознакомились с опытом Пензенского технического и Ставропольского аграрного государственных университетов по разработке систем качества в условиях ВУЗа.

Большой интерес вызвала инициатива НП “Национальный проект” по продвижению новаторского проекта “Россия против контрафакта. Национальный проект “Марка года”.

 

С особой тревогой прозвучали выступления участников, посвященные ходу осуществления положений Федерального закона “О техническом регулировании”, в частности сроков и качества разработки технических регламентов и темпов реформирования национальной системы стандартизации.

Участники Форума решили:

1. Поддержать инициативу научно-технической общественности о ежегодном проведении в ноябре Всероссийского месяца качества, под девизом “От качества продукции – к качеству жизни”.

2. Отметить необходимость разработки с участием заинтересованных кругов и принятия на федеральном уровне национальной концепции в области качества и конкурентоспособности российских продукции и услуг.

3. Отметить необходимость совершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров в области качества, разработки программы “Непрерывное образование в области качества на 2006-2010 гг.”.

4. Обеспечить разработку системы критериев при осуществлении государственных закупок для стимулирования предприятий, сертифицировавших свои системы качества, снизить таможенные пошлины при ввозе по импорту высокотехнологичного оборудования для технического перевооружения предприятий.

5. Рекомендовать создание системы стимулов, направленных на содействие разработки и внедрению национальных стандартов, гармонизированных с международными, включая решение о включении расходов на разработку национальных стандартов и систем менеджмента качества в состав себестоимости.

6. Рекомендовать при разработке технических регламентов шире использовать в процедурах оценки соответствия фактор наличия систем менеджмента качества.

7. Рекомендовать средствам массовой информации более широко освещать передовой опыт функционирования систем менеджмента качества, в том числе на базе стандартов ИСО отраслевого направления.

8. Поддержать инициативу Совета директоров НП “Национальный проект” о продвижении проекта “Марка года” на базе системы добровольной сертификации. Одобрить предложение руководства Саратовской области сделать регион опытной площадкой пилотного внедрения проекта “Марка года”.

9. Рекомендовать Российскому национальному комитету по участию в Европейской организации качества продолжить работу по гармонизации требований методологии премии Правительства Российской Федерации в области качества с методологией ведущих европейских и мировых премий по качеству.

Принято единогласно.

 

Подробная информация о Форуме будет опубликована в ежеквартальном аналитическом сборнике “Вестник Чувашского ЦСМ” 4/2005.



13 сентября 2005
00:00
Поделиться