Вступление России в ВТО - новые стандарты производства российской промышленности

Вступление России в ВТО - новые стандарты производства российской промышленности

В настоящее время национальная система технического регулирования приводится в соответствие с мировой и европейской практикой, что является одним из условий вступления России в ВТО. Сегодня отсутствие обязательных требований производства (технических регламентов), соответствующих мировым стандартам, не только сдерживает развитие отечественных промышленных предприятий, но и является тормозом для их успешного выхода на международный рынок.

14 июля 2005 г. в Уральском Федеральном округе (в г. Екатеринбург) состоялся семинар "Проблемы технического регулирования и стандартизации в условиях подготовки России к вступлению в ВТО. Опыт европейских стран".

В работе семинара приняли участие руководители и представители Правительства Свердловской области, Экономической рабочей группы при Администрации Президента РФ, Ростехрегулирования, Проекта ТАСИС, технические руководители и специалисты промышленных и научных предприятий Уральского Федерального Округа.

К 2010 году все российские производители должны разработать технические регламенты, соответствующие современным стандартам Всемирной торговой организации. Об этом сообщил сегодня корр.ИТАР-ТАСС представитель Евросоюза при Ростехрегулировании Хан Зюйдервийк.

"Требования к продукции в Европе во многом схожи с российскими, потому как еще Советский Союз активно принимал участие в разработке единых мировых стандартов, - сказал он. Перед нами не должен стоять выбор: создать единый, но очень громоздкий документ или вообще не применять никаких стандартов продукции". Есть уже наработанный опыт, который позволит избежать этих ошибок.

С целью поиска оптимального варианта и обобщения опыта в области технической политики, который был наработан Россией в течение многих лет, в Уральском государственном экономическом университете проходит конференция, посвященная работе над едиными стандартами. Заявки на участие подали более 200 предприятий Уральского федерального округа.

Как отметил заместитель руководителя федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии Сергей Пугачев, на сегодняшний день в России действует 19 систем сертификации.

"Это произошло потому, что каждое министерство и ведомство разрабатывало свои стандарты без учета мнения самих производителей, - отметил он. - В конечном итоге, это усложняло продажу нашей продукции на внутреннем и внешнем рынке".

В качестве примера он привел известный случай, производители автомобиля ВАЗ более двух лет потратили на согласование экологической безопасности автомобильного транспорта, переход его на ЕВРО-2.

"От уровня гармонизации стандартов во многом зависит успех экспортных продаж наших производителей, - отметил Пугачев. - При ведении переговоров с международными торговыми организациями, первым делом учитывается уровень соответствия российских стандартов к мировым."

По словам Пугачева, в области потребительских товаров совпадение с международными стандартами составляет сегодня 62%, кабельной продукции 80%, станко-инструментальной - 74%, приборостроения - 67%.

В этот же день в зале ученого Совета Уральского государственного экономического университета пресс-центр "ИТАР-ТАСС Урал" провел пресс-конференцию на тему: "Вступление России в ВТО – новые стандарты производства российской промышленности". В пресс-конференции приняли участие Хан Зюйдервийк - постоянный эксперт в области прав Проекта ТАСИС, представитель Евросоюза при Ростехрегулировании; Сергей Пугачев - заместитель руководителя федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии; Андрей Лоцманов – ответственный секретарь рабочей группы РСПП по техническому регулированию; Александр Рубцов -заместитель руководителя экономической рабочей группы при Администрации Президента РФ.

Сергей Пугачев:

Изменения в области технического регулирования уже проведены. 1 июля исполнилось два года с вступления в силу закона о техническом регулировании, который во многом пересмотрел положения и требования в этой сфере. Это и сфера технического нормирования стандартизации, это сфера оценки соответствия (сертификации), государственного контроля и надзора, сфера аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации. Во многом изменения направлены на соблюдение требований ряда соглашений по ВТО, и, прежде всего, по техническим барьерам в торговле ВТО. В частности, предусмотрено публичное обсуждение стандартов на этапе их принятия не менее двух месяцев. Аналогичный подход к техническим регламентам. Соглашения по техническим барьерам ВТО предусматривают разделение: обязательные требования к продукции устанавливаются только в технических регламентах, а стандарты становятся добровольным применением. Раньше стандарты у нас были обязательны для применения. Это оговаривалось в законе о стандартизации, который был отменен одновременно с вступлением в силу закона о техническом регулировании. Для нашей страны это очень существенное изменение, которое повлечет за собой не только документальные изменения, но и перемены в психологии. Стандарты должны применяться, но им должно быть уделено соответствующее место. В этом направлении проводится большая работа, готовится концепция развития национальной системы стандартизации, которая и определит место стандартов.

Почему возникла необходимости в изменении стандартов, ведь раньше они действовали?

Сергей Пугачев:

У нас продолжают действовать 19 систем обязательной сертификации, которые созданы различными министерствами и ведомствами. Каждое из них закрепляет свои требования. Некоторые ведомственные документы принимались довольно узким кругом лиц. Требования постоянно дублировались, перепроверялись, и это было очень неудобно как для производителей, так и для импортеров. Конечно, нужно было вносить изменения во все эти сферы. В области сертификации та же ситуация. Должно быть понятно, на соответствие каким обязательным требованиям нужно сертифицировать товар. Иначе получалось так, что холодильник соответствует всем требованиям, а затем пожарные берут его, и по каким-то пунктам повторяют те испытания, которые он уже прошел. То же самое в отношении государственного контроля: постоянно проводились повторные проверки. Если же будет один технический регламент на вид продукции, в котором совокупность требований будет четко обозначена, станет понятно, какие требования производитель должен соблюдать, а что выходит за рамки обязательных требований.

В Европе для многих видов продукции существенные требования обобщены, и включены в регламенты, директивы. Перечень определенных стандартов позволяет ориентироваться производителям. При этом производитель может и не пользоваться этими стандартами, он может использовать какие-то свои стандарты.

На какой стадии сейчас находится переход на новые стандарты?

Сергей Пугачев:

К сожалению, приходится констатировать, что переходный период составляет 7 лет. К этому сроку все технические регламенты должны быть установлены. В настоящее время в Правительство внесен только один регламент по экологической безопасности автотранспорта. Его подготовка шла два года. 105 уведомлений о начале публичного обсуждения опубликованы. Регламент прошел публичные обсуждения, и его можно вносить в Думу, или Правительство для принятия. Но ни один технический регламент пока не внесен на рассмотрение. Официально к этому готовится регламент по электромагнитной совместимости. Не решен целый ряд вопросов идеологического и методического характера. Сейчас мы не можем просто отбросить 120 тыс. прежних нормативов. И сейчас идет обсуждение, как увязать все эти нормы с будущими техническими регламентами. Это основной вопрос.

Аналогичные подходы - в Украине. Там уже принято 14 регламентов, но они гармонизированы с международными стандартами, регламентами. То же самое в Белоруссии, в Казахстане, в Молдове. Это наши основные торговые партнеры.

Мы участвуем в ряде сообществ, которые организованы на постсоветском пространстве. Соглашение о моделях технических регламентов стран СНГ прошло одобрение экономического совета стран СНГ и 23 августа будет рассмотрено на Совете глав Правительств. В нем как раз заложены те принципы, о которых мы говорим. Прорабатываются также вопросы по созданию единого экономического пространства. Президент подписал дорожную карту по общему экономическому пространству со странами ЕЭС. Первым пунктом там значится гармонизация в области стандартизации и технического регулирования оценки соответствия. И там оговаривается, что необходимо гармонизировать законодательство в этой сфере.

Какова роль Евросоюза в этом процессе? Какие из российских стандартов действуют в странах ЕЭС?

Хан Зюйдервийк:

Обсуждаемая нами тема очень важна и сложна. К решению вопроса привлечено множество специалистов. Речь идет о требованиях к тем видам продукции, которой мы пользуемся каждый день. Мы модернизируем существующую в России систему технического регулирования, и необходимо учитывать несколько аспектов. Один из них - последствия с точки зрения международной торговли. Роль Европейского союза - показать, как мы решали подобные проблемы. Мы прошли через те же самые процессы обсуждения. Цель европейского сообщества - обеспечить безопасность продукции для тех, кто ей пользуется. Но в то же время необходимо найти такой механизм, который бы не препятствовал проникновению товаров на рынок. Иногда мы приходили к выводу, что техническое регулирование не является оптимальным инструментом. Именно поэтому мы решили, что этот вопрос требует дальнейшей разработки. Мы пытаемся так формулировать регулирующие требования, чтобы предоставить производителю некоторую свободу, обеспечив при этом безопасность. И это очень важно, производитель нуждается в определенной свободе, чтобы производить что-то новое. Эти меры называются новым глобальным подходом. Многие думают, что это чисто европейский подход, но это не так. Такой подход является неотъемлемым компонентом руководящего документа ВТО. В частности, экономической комиссии ООН. Стандарты больше не являются обязательными, но они поддерживают процесс технического регулирования. Используя именно такой подход, можно не отрабатывать техническое регулирование в деталях. Если заблокировать технологию однажды, можно заблокировать инновационный подход.

Я не большой специалист по российским стандартам, но могу привести несколько примеров. Мы упоминали директиву, касающуюся европейского оборудования. Там сформулированы основные требования. Текст этого требования совпадает с российским ГОСТом. Это не удивительно, потому что Россия и Советский Союз принимали участие в процессе международной стандартизации. Русский язык - один из международных языков Международной организации стандартизации. Что касается электроприборов, то достигнут высокий уровень гармонизации между российскими и европейскими документами.

Меня беспокоит одна вещь. Основной вопрос: в каком направлении идут реформы? С основой этих реформ я полностью согласен, но иногда способы их реализации приводят меня в изумление. Например, иногда я слышу мнение, что нужно разработать один общий документ, в котором будут изложены требования ко всем видам продукции. Идея хорошая, но неосуществимая на практике. Наши производители должны будут учиться в университете, чтобы разобраться в этом документе. И такой подход не разрешен ВТО. Есть также мнение, что можно пренебречь ролью стандартов в процессе технического регулирования. Я не думаю, что это мудрый шаг, потому что это устраняет возможность пользования гибким документом. Если не учитывать наработки, то можно потерять многое, что помогло бы гармонизировать существующие документы. Я могу привести два примера. Производители машин, которые соответствуют стандарту, могут экспортировать их в Европу, используя европейскую маркировку. Технически они соответствуют стандарту. Но что, если будет разработан новый технический регламент по безопасности машин? Нет гарантии, что содержание этого нового документа будет гармонизировано с документами европейского сообщества.

Второй пример относится к вопросу совместимости электромагнитных устройств. Речь идет о шумах и нарушениях, вызванных работой электроприборов. В настоящий момент существует два проекта. Один из этих проектов соответствует европейским директивам, и ссылается на те же самые документы. Мы знаем, что эти стандарты гармонизированы с международным стандартом. В тексте другого проекта содержится множество параметров, но в одной области параметры не указаны. А в европейских и международных стандартах эти параметры есть. Если принять второй вариант проекта, то получится так, что европейский рынок закроется для российских производителей.

Сергей Пугачев:

Российские стандарты действительно участвуют в международных системах стандартизации. Таких госстандартов всего три. Если говорить об общем уровне гармонизации, то это 38-40% по всем стандартам. Но по отдельным областям, особенно это касается потребительских товаров, уровень гармонизации доходит до 60-80%. Во всех странах есть свои особенности, потому что некоторые продукты нигде кроме этих стран не производятся.

Когда мы вступаем в какое-либо сообщество, в первую очередь оговариваются вопросы стандартизации. Мы участвуем во многих организациях. Из 120 международных правил стандартизации Россия присоединилась к 102. Единый технический язык обеспечивает свободное движение товаров.

Во сколько обойдется гармонизация стандартов?

Сергей Пугачев:

В прошлом году принята правительственная программа по разработке технических регламентов. Она должна ежегодно обновляться в соответствии с техническим уровнем страны. В эту программу вошло 74 регламента, которые должны быть разработаны в течение двух лет. Средняя стоимость разработки одного регламента от 1,5 до 2 млн. рублей за счет федерального бюджета. Проведен конкурс, и определены организации, которые занимаются разработкой. К сожалению, по этой программе должно было быть внесено около 40 технических регламентов, но до сих пор ни один из них так и не был внесен на рассмотрение.

Какую позицию занимает РСПП в решении этой проблемы?

Андрей Лоцманов:

Закон о техническом регулировании коренным образом меняет "правила игры" в промышленности в области стандартизации и соответствия качества продукции. До сих пор нет ни одного принятого регламента, и финансирование со стороны государства оставляет желать лучшего. Бизнес-сообщества весьма озабочены этим обстоятельством. В прошлом году была создана специальная рабочая группа по техническому регулированию, которую возглавил Д.С. Пумпянский. Рабочая группа должна скоординировать действия отраслевых союзов в разработке регламентов, и обеспечить координацию действий бизнес-сообщества и правительственных структур. Промышленность активно включилась в эту работу, и, не дожидаясь финансирования со стороны государства, приступила к разработке ряда регламентов. РСПП рассматривает вопрос о ходатайстве об увеличении финансирования этих работ на следующий год. В Германии ежегодно пересматривается более 2 тыс. стандартов. В России в прошлом году было пересмотрено или принято вновь только 107 стандартов. Конечно, эти работы должны финансироваться более активно со стороны государства.

Сергей Пугачев:

Наши партнеры требуют не вагон документации, а документы в электронном виде. И пока мы не внедрим 200-300 стандартов непрерывной жизни изделия, никаких поставок в другие страны не будет. Переход очень дорогостоящий, но это необходимо.

Хан Зюйдервийк:

Уровень гармонизации стандартов достаточно высок, и мы не говорим о том, что Россия должна принять европейские стандарты. Мы обсуждаем другой вопрос: смогут ли российские производители пользоваться своими стандартами, чтобы подтвердить соответствие своей продукции европейским требованиям. В российских стандартах заложена та же технология, что и в европейских. Никаких технологических проблем нет. Боле того, российские производители могут с успехом пользоваться национальными стандартами и входить в ВТО. Мы уверены, что, несмотря на добровольность стандартов, есть возможность показать соответствие товара. В российских стандартах уже все это заложено, и менять ничего не надо.

Сергей Пугачев:

Разработка стандартов на 60% финансируется разработчиком, и на 40% - государством. Одно время интерес промышленников к стандартам упал, и сейчас он возрождается, потому что продукцию необходимо продвигать на рынке. Мы инициируем внимание государства к этой проблеме. Активная деятельность бизнеса также необходима.

 

 



20 июля 2005
00:00
Поделиться