ОБ УЧАСТИИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ" В РАЗРАБОТКЕ НОВОЙ РЕДАКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ"
21 июня, 2005 09:22
За последний период разработки новой редакции федерального закона "Об обеспечения единства измерений" к этой работе активно подключилась Метрологическая академия Российской Федерации (президент – Юрий Васильевич ТАРБЕЕВ, академик Российской инженерной академии, Нью-Йоркской академии наук, доктор технических наук, профессор,
заслуженный деятель науки и техники).19 апреля 2005 года в г. Санкт-Петербурге, в преддверии 12-й годовщины со дня принятия первого для России закона о метрологии – Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" (№4871-1 от 27.04.1993 г. - состоялся 11-й съезд Метрологической академии, для участия в работе которого Президиум академии любезно пригласил директора Департамента технического регулирования и метрологии М.К. Глазатову, заместителя директора – Е.П. Ханову и начальника отдела метрологии этого же Департамента – Е.В. Еремина.
С приветственным словом перед делегатами съезда выступила М.К. Глазатова – директор Департамента.
В своем выступлении она отметила, что метрология относится к такой сфере деятельности, в которой основные положения обязательно должны быть закреплены именно законом, принимаемым высшим законодательным органом страны.
До принятия Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" правовые нормы в области метрологии устанавливались постановлениями Правительства. Принятый Закон установил немало нововведений: от терминологии до лицензирования метрологической деятельности в стране. В этом Законе впервые введено четкое разделение функций государственного метрологического контроля и государственного метрологического надзора; были пересмотрены правила калибровки, введена добровольная сертификация средств измерений; пересмотрены правовые, организационные и экономические основы мерологии.
Этим Законом была установлена организационная структура государственного управления обеспечением единства измерений, а также предусмотрена ответственность за нарушение законодательства по метрологии.
Принятый Закон стал базой для создания в России новой системы измерений и ее взаимодействия с национальными системами измерений зарубежных стран, в нем определены наиболее общие положения и принципы метрологической деятельности в стране с учетом особенностей начального периода перехода к рыночной экономике.
12-летний опыт применения Закона выявил ряд пробелов в правовом регулировании, несогласованность ряда положений этого Закона с нормативными правовыми актами, принятыми в последние годы, несоответствие организационных основ деятельности в этой области общему уровню развития национальной экономики, а также международному законодательству и международной практике.
Основная идея нового законопроекта - обеспечение единства измерений внутри страны, а также во взаимоотношениях Российской Федерации и ее хозяйствующих субъектов с зарубежными странами. Эта же идея положена в основу действующего Закона РФ "Об обеспечении единства измерений" от 27 апреля 1993 г. N 4871-1 и полностью сохраняет свое значение также и в настоящее время.
Развитие системы технического регулирования тесно связано с реформированием действующей системы обеспечения единства измерений, так как применяемые при оценке соответствия и государственном контроле (надзоре) правила и методы измерений непосредственно влияют на их результаты.
Обеспечение единства измерений в Российской Федерации является одной из важнейших государственных задач еще и потому, что оно существенно влияет и на другие сферы общественных, налоговых и имущественных отношений, а также на развитие экономики в целом, поскольку результаты деятельности в этой сфере:
1) направлены на защиту прав и законных интересов государства, граждан и юридических лиц от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;
2) создают необходимые условия для получении объективной, достоверной и сопоставимой измерительной информации, используемой в целях обеспечения здоровья граждан, обороны и безопасности государства, имущественных интересов граждан и при совершении налоговых и таможенных операций;
3) оказывают существенное влияние на развитие науки и техники, а также на качество и конкурентоспособность продукции, работ и услуг;
4) лежат в основе справедливой торговле на внутреннем и международном рынках, способствуют снижению технических барьеров в торговле.
Обеспечение доверия к результатам измерений через создание современной эталонной базы, организацию деятельности по обеспечению единства измерений, принятие соответствующих законов, постановлений, контроль и надзор за проведением измерений и средствами измерений, создание инфраструктуры, способной поддерживать единство измерений – являются важнейшим государственными задачами.
В своем выступлении М.К. Глазатова также обратила внимание участников съезда на то, что:
- состояние эталонной базы Российской Федерации отстает от потребностей развития отечественной промышленности и других отраслей экономики;
- используется устаревшая нормативно-правовая база, которая не согласована с нормативными правовыми актами, принятыми в последние годы (в том числе с Федеральным законом "О техническом регулировании"), и международным законодательством;
- деятельность по обеспечению единства измерений, в том числе государственный метрологический контроль и надзор, не соответствуют структурным преобразованиям и уровню развития рыночной экономики, а сама действующая системы государственного метрологического надзора за состоянием средств измерений и проведением измерений малоэффективна;
- система организации работ в области обеспечения единства измерений не соответствует современным и перспективным требованиям экономического развития и международным подходам, ограничивает развитие добросовестной конкуренции при выполнении работ по обеспечению единства измерений.
В заключение директор Департамента технического регулирования и метрологии М.К. Глазатова предложила всем членам Метрологической академии принять активное участие в разработке новой редакции федерального закона "Об обеспечении единства измерений".
На этом съезде с сообщением об основном содержании новой редакции федерального закона "Об обеспечении единства измерений" и ходе его разработки выступила Е.П. Ханова- как руководитель Рабочей группы по разработке этого законопроекта. После активного обсуждения этого сообщения по данному вопросу съездом было принято отдельное решение (прилагается).
В развитие решений 11-го съезда Метрологической академии при Президенте
Метрологической академии для подготовки предложений по проекту новой редакции федерального закона "Об обеспечении единства измерений" была создана рабочая группа (фотографии – прилагаются) в составе:
Александров Валерий Сергеевич – член президиума академии (заместитель ФГУП "ВНИИМ");
Грановский Валерий Анатольевич – академик (Главный метролог ФГУП "ЦНИИ"Электроприбор", г, С._Петербург);
Еремин Евгений Васильевич – начальник отдела метрологии ДТРиМ Минпромэнерго России;
Козлякова Тамара Максимовна – академик (главный метролог ФГУ "Тест-С.-Петербург
");Конопелько Леонид Алексеевич – академик (руководитель лаборатории ФГУП "ВНИИМ");
Кузин Александр Юрьевич – академик (зам. начальника 32 ГНИИИ МО РФ, г. Мытищи);
Нежиховский Геннадий Рувимович - академик (руководитель лаборатории ФГУП "ВНИИМ");
Рагулин Александр Иванович – член президиума академии (зам. генерального директора ФГУ Тест-С.-Петербург);
Суворов Владимир Иванович – секретарь академии;
Харитонов Игорь Аристархович - академик (руководитель лаборатории ФГУП "ВНИИМ").
Рабочая группа, благодаря стараниям и безусловной поддержке лично Президента академии Ю.В. Тарбеева, в течении достаточно короткого срока активно "отработала" принципиальные предложения к законопроекту.
Так, на первом своем совещании, состоявшемся уже 4 мая 2005 года, после плодотворного обсуждения как недостатков рабочего варианта проекта новой редакции законопроекта "Об обеспечении единства измерений", так и основных предложений Президиума Метрологической академии по этой редакции, рабочая группа приняла следующее решение:
1. Рабочая группа поручает академику Метрологической академии В.А.Грановскому в срок до 15.05 с.г. сформулировать по результатам обсуждения предложения по структуре проекта новой редакции Федерального закона для Аналитической записки “Об основных элементах ФЗ “Об обеспечении единства измерений”.
2. Рабочая группа рекомендует исключить из проекта новой редакции Федерального закона “Об обеспечении единства измерений” устоявшиеся понятия, отраженные в отечественной и международной нормативной документации.
3. Следующее совещание Рабочей группы провести 18 мая с.г. в Санкт-Петербурге.
На состоявшемся 18 мая 2005 года не простом, но опять – плодотворном, обсуждении предложений членов рабочей группы к Аналитической записке “Об основных элементах ФЗ “Об обеспечении единства измерений”, был принят документ, который был назван "Пояснительная записка об основных элементах Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" (прилагается).
Этот документ 20 мая с.г. был рассмотрен на заседании рабочей группы по подготовке законопроекта и практически полностью одобрен как неотъемлемый элемент для дальнейшей работы над текстом новой редакции федерального закона "Об обеспечении единства измерений"
Департамента технического регулирования и метрологии
Е.В.Еремин
Межрегиональная общественная организация “Метрологическая академия”
Пояснительная записка
Об основных элементах Федерального закона
“Об обеспечении единства измерений”
Санкт-Петербург 18 мая 2005 г.
Настоящий документ подготовлен по поручению XI Съезда Метрологической академии (Санкт-Петербург, 19 апреля 2005 г.) рабочей группой Президиума Метрологической академии в составе Тарбеева Ю.В., Грановского В.А., Ерёмина Е.В., Козляковой Т.М., Конопелько Л.А., Кузина А.Ю., Нежиховского Г.Р., Рагулина А.И., Суворова В.И., Харитонова И.А.
1. Предлагается следующая укрупнённая структура проекта Федерального закона:
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (цели, принципы, понятия, сферы действия, законодательство);
СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ (единицы, эталоны, средства измерений, методики выполнения измерений, метрологическая экспертиза);
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ (субъекты обеспечения единства измерений и их основные функции: Федеральные органы исполнительной власти по нормативно-правовому регулированию, оказанию метрологических услуг и метрологическому надзору, Национальный метрологический институт, территориальные метрологические центры, метрологические службы, юридические лица и индивидуальные предприниматели, структуры по распространению знаний, оцениванию компетентности и информационному обеспечению в области метрологии);
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ;
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА (в том числе, взаимная ответственность субъектов ОЕИ);
ФИНАНСИРОВАНИЕ РАБОТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ (в том числе, по ежегодно обновляемым Федеральным целевым программам “Эталоны России” и “Нормативная и информационная база России в области обеспечения единства измерений”;
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
2. При доработке проекта Федерального закона целесообразно:
Ограничить количество определяемых понятий теми, которые отсутствуют в РМГ 29-99 “ГСИ. Метрология. Основные термины и определения” и действующем законодательстве в области технического регулирования.
Не относить к метрологическому надзору (контролю): калибровку, поверку, испытания и метрологическую аттестацию средств измерений, аттестацию методик выполнения измерений, метрологическую экспертизу.
Придать проекту Федеральному закону “рамочный” характер, считая, что основным содержанием закона является регулирование правовых отношений, необходимых и достаточных для обеспечения единства измерений.
Учесть, что национальный метрологический институт, как субъект системы обеспечения единства измерений, наделён в Директиве МОЗМ D1 “Элементы для разработки законов о метрологии” дополнительными функциями по отношению к существующим государственным научным метрологическим центрам.
Включить в проект Федерального закона положение о ежегодном рассмотрении Правительством Российской Федерации соответствия состояния единства измерений интересам национальной экономики, уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам.
Проблемные вопросы, по которым необходимо выработать единую позицию:
Области распространения калибровки и поверки (с целью гармонизации с международной практикой).
О предпочтительности использования термина “образцовые средства измерений”.
Целесообразность и условия распространения Федерального закона на технические устройства с измерительными функциями.
Необходимость утверждения типа стандартных образцов, утверждения типа единичных экземпляров средств измерений и рабочих эталонов (альтернатива – их метрологическая аттестация).
Необходимость ведения Федеральных реестров методик выполнения измерений и стандартных образцов (альтернатива – информационные банки).
Статус существующих структур: Государственной службы времени и частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ), Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО), Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД) и их функции в условиях рыночной экономики (альтернатива – комиссии).
Необходимость отражения в Федеральном законе особенностей обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности государства (а также в других сферах).