Заседание Правительственной комиссии по техническому регулированию
Заседание Правительственной комиссии по техническому регулированию
18 апреля в Минпромэнерго России состоялось первое заседание правительственной комиссии по техническому регулированию.
На заседании были рассмотрены следующие вопросы:
I.Рассмотрение и утверждение регламента работы Правительственной комиссии по техническому регулированию
II.Рассмотрение вопроса об образовании Общественного совета по техническому регулированию при Правительственной комиссии по техническому регулированию
III.Рассмотрение вопроса о ходе выполнения поручений, данных на заседании Правительства Российской Федерации 24 декабря 2004 года
IV.Рассмотрение хода реализации Программы разработки технических регламентов на 2004-2006 годы
V.Рассмотрение вопроса о необходимости внесения изменений в 2005 году в Федеральный закон “ О техническом регулировании”
По итогам заседания министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко по просьбе представителей СМИ обозначил ключевые принципы реформы технического регулирования:
-С момента создания Минпромэнерго, одним из стратегических приоритетов нашей деятельности является реформа технического регулирования. Значение этой реформы для реального сектора экономики трудно переоценить. По сути, мы говорим о техническом регулировании и стандартизации как об одном из незадействованных ранее элементов конкурентной и промышленной политики.
Реформа технического регулирования перешла в предметную плоскость еще в прошлом году, когда была утверждена программа разработки технических регламентов за счет средств федерального бюджета на 2004-2006 гг. И к настоящему времени уже проведены два конкурса на разработку технических регламентов. В Минпромэнерго постоянно проходят общественные слушания разрабатываемых техрегламентов. Так что мы вписываемся в сроки, даже
по некоторым техрегламентам пока идем с опережением.Россия достаточно активно участвует в интеграционных процессах как в контурах постсоветского пространства (СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП), так и во внешних пространствах (ОЕЭП, ВТО). Реформа технического регулирования будет способствовать этим процессам самым непосредственным образом. Во-первых, мы гармонизируем требования, предъявляемые к продукции, произведенной в странах ЕЭП и ВТО. С государствами ЕЭП дело обстоит проще, ведь у нас осталась единая база стандартов, доставшихся нас с советского прошлого. И мы можем совместно модернизировать эту базу. А в том, что касается “дальних” соседей, это немного сложнее. В нашей стране, в отличие, скажем, от европейских, государство, как институт власти, всегда заботилось о безопасности. И реформа технического регулирования еще больше усилит контроль над безопасностью. Но необходимо разделять безопасность и конкурентные качествами продукции. И в этом сегменте европейские товары могут быть более конкурентоспособными по сравнению с отечественными. Но мы не можем закрыть рынки для иностранных товаров. Пусть конкуренция будет двигателем для выпуска более качественной продукции.
Задавшись целью развивать перерабатывающие отрасли промышленности, мы должны четко очертить сферу ответственности государства и бизнеса. Разделяя весь массив требований к продукции, процессам производства на четкую двухуровневую систему: “технические регламенты” - обязательные требования, стандарты - добровольные, мы как раз решаем эту задачу: четко очерчиваем сферу ответственности каждого из участников рынка. Государство будет отвечать за сферу безопасности, за социальную сферу, в общем, за те сферы, которые относятся к исключительной ответственности государства. Задача бизнеса - развивать производство и завоевывать новые рынки.
Реформа технического регулирования не только затрагивает товарные рынки. Она прямым образом влияет и на инвестиции. Технический регламент – это документ очень высокой юридической силы (федеральные законы, постановления Правительства). В любом случае, юридическая сила этих документов будет выше, чем подведомственных актов. Что это значит? Это значит, что предприниматели могут строить планы как минимум на среднесрочную перспективу, не боясь, что некий чиновник на ведомственном уровне изменит систему требований к продукции или к процессам производства. Это мощнейший фактор стабилизации российской экономики и снижения рисков для инвесторов. Что также важно для инвесторов? Создание прозрачной системы взаимоотношений. И ключевым здесь является принцип прямого действия юридических норм. Никаких отсылочных норм в техническом регламенте быть не может. Нормы прямого действия в технических регламентах - это основа основ технического регулирования. И нарушение технического регламента будет нарушением закона со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями”.