15 марта - Всемирный День защиты прав потребителей
Сегодня отмечается Всемирный День защиты прав потребителей
Поддерживая инициативу Всемирной организации союзов потребителей, Роспотребнадзор предложил провести в 2005 г. Всемирный день защиты прав потребителей под девизом “Здоровое питание – здоровое население”. В этой связи хочется всем потребителям товаров и услуг, жителям и гостям Ямала напомнить очень важные и нужные аспекты при покупке товаров или при приобретении услуг.
Покупая товар или получая ту или иную услугу, будьте очень внимательны. Прежде всего, ознакомьтесь с информацией о товаре и его производителе, нанесённой на товар, этикетки, ярлыки, ценники, в технической документации. Особое внимание обратите на срок годности товара,
на состав того или иного продукта питания, не содержатся ли в продукте генетически модифицированные источники, пищевые добавки, красители и др.С 01.07.2000 г. запрещена реализация продуктов питания и медицинских препаратов, полученных на основе генетически модифицированных источников, без надлежащего маркирования потребительской упаковки. Если в состав сгущённого молока входят другие компоненты, кроме молока и сахара, то вы покупаете не то сгущённое молоко, какое хотите; если в состав мясных консервов входят соя и растительные белки, то вкуса натуральных мясных консервов не будет. Не стесняйтесь потребовать у продавца сертификат соответствия или счёт-фактуру, если Вы в чём-то сомневаетесь, это Ваше право и обязанность продавца. Покупая импортные товары, обратите внимание и покупайте только то, на чём имеется информация на русском языке. Постановлениями Правительства РФ запрещена продажа без информации на русском языке: с 1 мая 1997 г. продуктов питания, с 1 июля 1998 г. - непродовольственных товаров.
Если Вы всё же купили некачественный товар или товар с недостатками; товар вышел из строя в течение гарантийного срока или не по Вашей вине; вышла из строя бытовая техника из-за перепадов напряжения в сети; Вам предоставлены некачественные, не соответствующие требованиям стандартов жилищно-коммунальные, платные образовательные, медицинские, финансовые, туристские услуги; услуги транспорта, общественного питания и др., а продавец (исполнитель) отказывается в добровольном порядке удовлетворить Ваши законные требования о замене, возврате, устранении недостатков, Вы в любое время можете обратиться за защитой Ваших прав.
В 2005 году по предложению Consumers International Всемирный День защиты прав потребителей празднуется под девизом: “Потребители говорят: “Нет - ГМИ!”
В Российской Федерации проблемы безопасности пищевой продукции, содержащей генетически модифицированные ингредиенты, сохраняют свою актуальность.
Настороженность создавшейся ситуацией разделяют ведущие организации по защите прав потребителей, входящие
Обязательная маркировка продуктов, содержащих генетически модифицированное сырье, введена в более чем 130 странах мира.
С целью обеспечения права потребителя на достоверную информацию внесена поправка в Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей”, обязывающая производителей указывать на упаковке наличие генетически модифицированных источников.
15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей. По решению ООН его отмечают с 15 марта 1983 года. Хотя история этого дня уходит гораздо глубже. К 1775 году, когда в штате Массачусетс продавцов испорченной пищи поставили к "позорному столбу". 15 марта 1961 года Джон Кеннеди подписал "Билль о правах потребителя".
Этот документ лег в основу соответствующих законодательств в 115 станах мира. Вместе с тем со своими правами знакомы далеко не все жители Украины.
Закон "О защите прав потребителей" в Украине был принят 12 мая 1991 года. Таки образом Киев признал восемь главных принципов Международной конфедерации обществ потребителей.
Право на удовлетворение основных потребностей, существование в благоприятной окружающей среде, право на выбор, безопасность, возмещение убытков, подачу жалобы, получение информации и потребительского образования.
Правда, в то время ни один из этих принципов не соблюдался. Страна была гигантским блошиным рынком, где прямо с земли торговали фальшивым и опасным для здоровья и жизни товаром.
Сегодня рынок насыщен. Но это породило новую проблему - сложность контроля. О чем свидетельствует вот эта выставка. Действительно, ни одному покупателю не придет в голову, что за 25 гривен он покупает не 140 граммов красной икры, а 100. Основной поток подделок идет в страну через пресловутые СЭЗы.
Дмитрий Швец, первый заместитель председателя по вопросам потребительской политики: "Мы знаем, что сегодня в Украину пытаются проникнуть товары из Европы самого низкого качества. Они их сбрасывают сюда. И наш комитет делает все, чтобы этого не случилось".
Но главная проблема в том, что сами потребители практически не знают своих прав. И соответственно пользоваться ими не могут. Впрочем, по данным ежегодных опросов, у граждан Украины заметно прибавилось желания и решимости защищать нарушенные потребительские права.
Повысилась и результативность. Теперь большинство продавцов и производителей, увидев грамотно составленные претензии, стараются не доводить дело до суда.Ф
15 марта российские потребители незаметно для себя отметили Всемирный день защиты их прав. Соответствующий закон появился в нашей стране сравнительно недавно - около 12 лет назад. Но до сих пор отечественные потребители имеют возможность лишь наблюдать, как их зарубежные собратья выигрывают многомиллионные иски у транснациональных компаний, становятся влиятельными политическими фигурами и "продавливают" через законодателей значимые нормативные акты.
СПРАВКА БПИ: 15 марта 1961 года Джон Ф. Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой назвал четыре основных права потребителя: право на информацию, право на безопасность, право на выбор и право быть услышанным. Общества защиты прав потребителя всего мира сделали эти слова своим манифестом.
Россия отмечает Всемирный день защиты прав потребителя с 1992 года. Именно тогда был принят закон РФ "О защите прав потребителей", в котором впервые было признано, что в стране все-таки существуют потребители и их права должны быть защищены. В этом же документе закреплены права и обязанности организаций, торгующих или оказывающих им услуги.
В настоящее время в России сложилась парадоксальная ситуация: рыночное предложение в 5-10 раз превышает потребительский спрос. Видимо, поэтому большая часть отечественных производителей товаров, продавцов и предприятий по предоставлению всякого рода услуг ни прямо, ни косвенно не заинтересованы в том, чтобы их продукция была выгодна, надежна и безопасна для приобретающих ее людей. По данным Международной конфедерации обществ потребителей, больше всего претензий имеется к торговле. Около 40% всех жалоб потребителей ежегодно направляются в общества защиты их прав и государственные органы. Еще около 30% потребительских претензий касаются низкого качества услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а 5-7% - услуг недобросовестных туристических операторов.
Нередко об имеющихся в продаже некачественных товарах в общества по защите прав потребителей заявляют сами представители торговых сетей. При этом они отказываются добровольно изымать вредную для покупателей продукцию, мотивируя свою позицию отсутствуем соответствующих санкций государственных органов. Установленные законодательством штрафы в 200-400 минимальных размеров оплаты труда не ощутимы для нарушителей, а у 70% предприятий, предоставляющих товары и услуги, подобные расходы даже заносятся в текущий коммерческий бюджет.
В то же время среднестатистический потребитель не стремится отстаивать свои права в российском суде. На процессы такого рода уходит значительное количество времени, а сумма полученных компенсаций не превышает затраченных на тяжбу усилий. Так, минимальный срок судопроизводства по делам о защите прав потребителя составляет 4 месяца, в среднем они рассматриваются по 2-3 года, а максимальная сумма выплат назначаемая в качестве компенсации по делам о недоброкачественных товарах не превышает $500. Имеющийся на сегодня в России “потолок” компенсаций по делам, касающихся причинения вреда жизни и здоровью потребительских услуг, составляет $5 тыс.
Как полагает председатель правления Международной конфедерации потребителей Дмитрий Янин, действующая редакция закона “О защите прав потребителей” сложна для обывательского восприятия и не является прямым руководством к действию для отстаивания интересов граждан.
“С момента вступления в силу в закон четыре раза вносились изменения и принимались дополнительные нормативные подзаконные акты, и с каждым разом документ становился все трудней
По словам Янина, есть вероятность, что в связи с созданием Федеральной службы по защите прав потребителей, которую возглавил бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, контроль за качеством предоставляемых рынком товаров и услуг будет более целенаправленным и эффективным. Минусом преобразования федеральных органов власти Янин назвал фактическое уничтожение территориальных подразделений Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП), где велась работа по защите прав потребителей.
“Сомнительно, что сотрудники этих подразделений перейдут в новую структуру, где основной упор будет сделан, вероятно, на санитарный контроль, когда как в МАП делался упор на соблюдение законодательства”, - предполагает он.
Как бы то ни было, время покажет, будет ли новый государственный орган эффективен. Пока же все эксперты в данной области сходятся в одном: потребитель, прежде всего, сам должен внимательно выбирать необходимые товары и услуги и досконально знать те нормы законодательства, которые регламентируют его права.