30 июня 2004 года состоялась пресс-конференция Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Григория Иосифовича Элькина,

ПРЕСС-РЕЛИЗ

30 июня 2004 года состоялась пресс-конференция Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Григория Иосифовича Элькина, посвященная преобразованию Госстандарта России в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, совпавшее с годовщиной вступления в силу Федерального закона “О техническом регулировании”, определившего новую по сути систему установления и применения требований к продукции, процессам производства, работам и услугам.

Основная задача реформы заключается в уменьшении административного давления и повышении возможностей производителей, устранении технических барьеров в торговле и одновременно в повышении эффективности защиты внутреннего рынка от опасной и контрафактной продукции.

Основными инструментами технического регулирования являются технические регламенты, стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитация, государственный контроль и надзор.

По расчетам предполагается разработать до 2010 года около 2000 технических регламентов, которые с учетом степени риска причинения вреда установят минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность продукции и процессов. В настоящее время на стадии обсуждения находятся более 40 проектов технических регламентов.

Национальные, ранее государственные, стандарты, фонд которых составляет 25000 документов, принимают статус добровольных документов. Включенные в них ранее обязательные требования будут выведены по мере разработки технических регламентов.

Процедуры оценки соответствия объектов технического регулирования требованиям технических регламентов будут определяться в самих технических регламентах, которые в том числе должны обеспечить для производителя альтернативу выбора этих процедур.

Процедуры разработки технических регламентов и национальных стандартов приобретают открытый и доступный для заинтересованных лиц характер.

Национальные стандарты могут выступать в качестве доказательной базы соблюдения требований технических регламентов. В этом случае конкретные стандарты, связанные с конкретными техническими регламентами, предлагают производителям наиболее эффективные пути достижения целей технических регламентов. Однако окончательное решение – следовать стандарту или избирать иные подходы для реализации технического регламента остается за производителем в силу добровольности национального стандарта.

В ходе реформы технического регулирования оптимизируется и порядок проведения государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований. Так, в частности, согласно Федеральному закону “О техническом регулировании” в отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.

Проведение реформы технического регулирования совпало с реформированием системы федеральных органов исполнительной власти, что еще более повышает ответственность федеральных органов исполнительной власти за ее эффективную реализацию. И в этом контексте знаменательно, что сначала произошло преобразование Госстандарта России в Федеральную службу, а затем в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Выступая на пресс-конференции Г.И.Элькин, отметил, что преобразование Госстандарта России в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии будет способствовать эффективному проведению реформы технического регулирования в России.

Основные функции Госстандарта России, после вступления в силу ФЗ “О техническом регулировании”, по сути, сводятся к оказанию государственных услуг – в сфере стандартизации, как национального органа по стандартизации, и в области информационного обеспечения технического регулирования. Функции Федеральной службы в основном ограничиваются осуществлением государственного контроля и надзора. Госстандарт осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований ранее государственных, теперь национальных стандартов. Однако после вступления в силу технических регламентов обязательные требования стандартов перестают быть обязательными и государственный контроль (надзор) начинает осуществляться за соблюдением требований технических регламентов. В самом техническом регламенте, или документах, принятых в целях его реализации, будет установлен федеральный орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) за соблюдением требований этого регламента. А вот функции оказания государственных услуг у правопреемника Госстандарта России останутся. Поэтому и было принято решение о преобразовании бывшего Госстандарта России из Федеральной службы в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. При этом Агентство приложит все силы, чтобы оставить за собой и название (брэнд) “Госстандарт России”.

Таким образом, в свете реформы технического регулирования на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии возлагаются чрезвычайно важные функции, призванные обеспечить скорейшее и эффективное ее претворение в жизнь и переход России на международно-признанные принципы и правила технического регулирования, интеграцию России в мировое торговое пространство.

Дополнительную информацию можно получить по E-mail: ntu@gost.ru.



06 июля 2004
00:00
Поделиться