Пояснительная записка к проекту постановления Правительства РФ “Об утверждении положения о порядке аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)” 28 марта 2005 года

 

Пояснительная записка к проекту постановления Правительства РФ “Об утверждении положения о порядке аккредитации органов посертификации и испытательных лабораторий (центров)” 28 марта 2005

Проект постановления Правительства Российской Федерации “Об утверждении положения о порядке аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)” (далее – проект постановления) разработан в целях реализации Федерального закона от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ “О техническом регулировании” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 52, ч. I, ст. 5140), указов Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти”, от 20 мая 2004 г. № 649 “Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти”.

В соответствии со статьей 31 Федерального закона “О техническом регулировании” порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия утверждается Правительством Российской Федерации.

Проект постановления направлен на:

-обеспечение эффективного использования механизма аккредитации как одной из форм государственного регулирования в области обязательного подтверждения соответствия;
обеспечение доверия изготовителей, исполнителей, продавцов и потребителей к результатам деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

-повышение компетентности и эффективности деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);
создание единой системы и единых правил аккредитации в области подтверждения соответствия;

-создание условий для добросовестной конкуренции и недопущения ее ограничения в области подтверждения соответствия;

-создание условий для признания внутри страны и за рубежом результатов аккредитации и результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

-обеспечение открытости и доступности информации в области аккредитации для граждан и хозяйствующих субъектов.

Анализ нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), а также практики их применения показал следующие недостатки действующей системы аккредитации:

-неоднородность правовых норм, устанавливающих требования к порядку аккредитации и органам по сертификации и испытательным лабораториям (центрам), что не дает возможности установления единого порядка аккредитации и проведения единой политики в данной области;

-несоответствие действующих норм и правил аккредитации международным требованиям, что является препятствием для вступления России в международные организации по аккредитации;

-наличие случаев совмещения в одном федеральном органе исполнительной власти полномочий по установлению правил аккредитации, проведению аккредитации, а также по организации и проведению работ по обязательной сертификации в созданных ими системах обязательной сертификации, что противоречит законодательству о техническом регулировании и ограничивает развитие добросовестной конкуренции при осуществлении деятельности в области подтверждения соответствия.


Проект постановления устанавливает порядок аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обязательного и добровольного подтверждения соответствия.

К деятельности в области обязательного подтверждения соответствия относятся работы по оценке соответствия, проводимые в формах обязательного подтверждения соответствия и испытаний для целей обязательного подтверждения соответствия.

К деятельности в области добровольного подтверждения соответствия относятся работы по оценке соответствия, проводимые в формах добровольного подтверждения и испытаний для целей добровольного подтверждения соответствия.

Проект постановления базируется на принципах, установленных законодательством о техническом регулировании, и основных положениях международных норм и правил в области аккредитации.

Проект постановления предусматривает создание национальной системы аккредитации в Российской Федерации, которая представляет собой совокупность правил выполнения работ по аккредитации, ее участников и правил функционирования системы аккредитации в целом.

Действие проекта постановления распространяется на следующих участников национальной системы аккредитации: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере технического регулирования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере технического регулирования, органы по аккредитации, экспертов по аккредитации, заявителей аккредитации, органы по сертификации и аккредитованные испытательные лаборатории (центры). Проектом постановления определены права и обязанности участников национальной системы аккредитации.

При федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по нормативно-правовому регулированию в сфере технического регулирования для рассмотрения организационных, научно-методических и практических вопросов по аккредитации создается совет по аккредитации, формируемый из представителей федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и общественных объединений. При совете по аккредитации создаются комиссия по апелляциям и инспекционная комиссия.

Органами по аккредитации в области обязательного подтверждения соответствия являются федеральные органы исполнительной власти, определенные Правительством Российской Федерации.

Юридическим лицом или несколькими юридическими лицами могут быть созданы и зарегистрированы в уведомительном порядке в национальной системе аккредитации органы по аккредитации в области добровольного подтверждения соответствия.

Порядок осуществления полномочий органами по аккредитации устанавливается положениями об аккредитации в конкретных областях оценки соответствия. Органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), осуществляющие деятельность в области обязательного подтверждения соответствия, подлежат аккредитации в национальной системе аккредитации.

В национальной системе аккредитации в добровольном порядке могут быть аккредитованы органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), осуществляющие деятельность в области добровольного подтверждения соответствия, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, проводящие испытания для собственных нужд.
Заявителем аккредитации может стать любое российское юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, российский индивидуальный предприниматель, претендующие на аккредитацию, а также, если это предусмотрено соответствующим международным договором Российской Федерации иностранное юридическое лицо, имеющее право осуществления деятельности на территории Российской Федерации.
Заявитель аккредитации должен быть аккредитован на осуществление деятельности по подтверждению соответствия, если он соответствует установленным критериям аккредитации.

Нормами проекта постановления установлены общие критерии аккредитации. Специальные критерии аккредитации устанавливаются положениями об аккредитации.

Проектом постановления установлен порядок аккредитации, который включает:

-процедуры подачи заявления на аккредитацию;

-перечень документов и сведений, представляемых заявителем аккредитации;

-процедуры
рассмотрения и проведения экспертизы представленных документов и сведений;

-порядок проверки соответствия заявителя установленным критериям аккредитации и принятия решения об аккредитации;

-основания отказа в аккредитации;

-содержание и срок действия
аттестата аккредитации, при этом срок действия аттестата аккредитации для заявителей аккредитации, не имеющих опыта работы в области подтверждения соответствия, устанавливается на один год, а для заявителей, имеющих данный опыт не менее чем на четыре года;

-порядок проведения инспекционного контроля за аккредитованными организациями с установлением сроков проведения проверок, оснований проведения внеплановых проверок и порядок оформления результатов проверок;

-порядок расширения и сокращения области аккредитации;

-порядок приостановления и аннулирования действия аттестата, которым установлены основания приостановления и аннулирования действия аттестата.

В проекте постановления изложены правовые нормы, устанавливающие порядок аттестации экспертов по аккредитации, применения знака национальной системы аккредитации, порядок оплаты работ по аккредитации, порядок информационного обеспечения в области аккредитации, порядок ведения реестров органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий
(центров) и реестров экспертов по аккредитации, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в реестрах.

В настоящее время аккредитацию осуществляют в основном федеральные органы исполнительной власти или государственные предприятия и учреждения,
находящиеся в их ведении. Оплата работ по аккредитации проводится по тарифам, утвержденным федеральными органами исполнительной власти. Тарифы рассчитываются с учетом возмещения расходов на проведение работ по аккредитации.

Проектом постановления предусмотрено, что работы по аккредитации в области обязательного подтверждения соответствия оплачиваются заявителями аккредитации, органами по сертификации и аккредитованными испытательными лабораториями (центрами) в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации. При этом также предполагается возмещение заявителями аккредитации, органами по сертификации и аккредитованными испытательными лабораториями (центрами) всех расходов органа по аккредитации, связанных с проведением работ по аккредитации.

Средства, полученные федеральными органами исполнительной власти, проводившими работы по аккредитации, должны перечисляться в федеральный бюджет.

Оплата работ по аккредитации в области добровольного подтверждения соответствия оплачивается в порядке, установленном органом по аккредитации.

Проектом постановления предусматривается ответственность в случаях ненадлежащего исполнения своих обязанностей органами по аккредитации, их должностными лицами, экспертами по аккредитации, органами по сертификации и аккредитованными испытательными лабораториями (центрами).

Проект постановления имеет принципиальное значение для дальнейшей реализации административной реформы и реформы в сфере технического регулирования.

Практической реализацией проекта постановления должно стать создание и эффективное функционирование национальной системы аккредитации.

Принятие проекта постановления позволит:

-обеспечить осуществление единой государственной политики по аккредитации в области подтверждения соответствия;
-обеспечить признание результатов аккредитации и результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) на международном уровне;
-упорядочить нормативную правовую базу, создать необходимые гарантии соблюдения законности в области аккредитации на выполнение работ по подтверждение соответствия;
-создать конкурентоспособный рынок работ по подтверждению соответствия.

Реализация проекта постановления не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.



20 марта 2005
00:00
Поделиться