О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О техническом регулировании"

6 октября, 2004 14:22

О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О техническом регулировании”

Поручения Правительства Российской
Федерации от 14 июня 2004 г.
№ АЖ-П7-3661, от 26 июня 2004 г.
№ АЖ-А7-3852, от 2 августа 2004 г.
№ АЖ-П7-4479

На основании поручений Правительства Российской Федерации Минпромэнерго России совместно с МПР России, Минобороны России, Мининформсвязи России, ФСБ России, Минтрансом России, Минздравсоцразвития России, Роскосмосом, Росатомом, Минэкономразвития России, Минфином России, Минюстом России необходимо в установленном порядке внести изменения и дополнения в Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ “О техническом регулировании”.

Во исполнение указанных поручений, на основании протокола заседания Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2003 г. № 46, а также предложений Федерального агентства по атомной энергии уточнению подлежат положения закона, касающиеся:

- проведения обязательного подтверждения соответствия и государственного контроля и надзора в переходный период;
- регистрации сертификатов и деклараций соответствия;
- порядка разработки правил и методов исследований (испытаний) и измерений, отбора образцов для проведения исследований (испытаний);
- установления особенностей режимов технического регулирования в отношении потенциально опасных производств, к категории которых относится атомная отрасль.

В целях разработки предлагаемых изменений и подготовки концепции и технического задания на разработку федерального закона “О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон “О техническом регулировании” в Министерстве была сформирована рабочая группа и проведен ряд совещаний с представителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

В процессе проработки данных поручений, помимо предложений, связанных с перечисленными выше вопросами, от отдельных федеральных органов исполнительной власти поступили предложения в отношении и других статей Закона, в том числе об изменении общих положений Закона, а также сферы его применения за счет фактического выведения из нее ряда отраслей. Такие предложения представили Ростерехгулирование, Росатом, Ростехнадзор и Минтранс России. В результате в Минпромэнерго России поступили предложения не только о редакционном уточнении отдельных положений закона, но и о концептуальном его изменении.

В связи с этим, Минпромэнерго России отмечает:

1. Следует констатировать, что в статье 46 Закона установлены все необходимые для регулирования в переходный период юридические нормы и правового и правоприменительного вакуума в сфере регулирования данного Закона не возникло.

С момента вступления Закона в силу и по настоящий момент, в условиях отсутствия технических регламентов, в отношении продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации в соответствии со статьей 46 Закона, обеспечивая достижение целей Закона, до принятия технических регламентов продолжают действовать соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти. При этом требования по проведению обязательного подтверждения соответствия продукции фактически рассматриваются как неотъемлемая часть требований к продукции и также продолжают действовать и применяются на практике. Это относится
и к вопросам регистрации, аккредитации, приемки и ввода в эксплуатацию, испытаний, государственного контроля (надзора), что поддтверждается правоприменительной практикой.

2. Большинство содержательных вопросов, поднимаемых федеральными органами исполнительной власти, могут быть решены без внесения изменений в Закон.

Что касается порядка разработки правил и методов исследований (испытаний) и измерений, отбора образцов для проведения исследований (испытаний), то анализ положений Закона показывает, что проблема их разработки и утверждения может быть урегулирована на уровне подзаконных нормативных правовых актов.

Согласно пункту 11 статьи 7 утверждению Правительством Российской Федерации подлежат правила и методы исследований и измерений. Правила и методы являются общими требованиями по отношению к методикам проведения исследований (испытаний) и измерений и отбора соответствующих образцов. В отличие от методик, которые, по сути, являются подробными инструкциями, метод представляет собой совокупность научных
представлений или подходов, позволяющих установить истинность тех или иных утверждений, при этом описание метода может быть изложено в краткой обобщенной форме.

Пункт 11 статьи 7 Закона распространяется и на правила проведения испытаний (измерений). Данные правила по необходимости могут предусматривать: принципы и процедуры выбора методики испытания, формирования перечня методик, определения соответствия методик требованиям технических регламентов, требования к результату исследований (измерений), требования к форме доказательств, документации и пр.

В целях упорядочения деятельности по разработке соответствующих правил и методов предлагается принять базовое Постановление Правительства Российской Федерации “О порядке разработки и внесения на утверждение Правительства Российской Федерации правил и методов исследований (испытаний) и измерений, а также правил отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимых для применения технических регламентов”. В данном Постановлении предлагается установить, что разработку правил и методов осуществляют профильные федеральные министерства, используя общие принципы, подходы и процедуры, предусмотренные Постановлением. Разработку проекта Постановления предлагается поручить Минпромэнерго России.


В отношении корректировки порядка регистрации сертификатов и деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов, следует заметить, что как положительная, так и отрицательная правоприменительная практика в данном случае не сформировалась в силу отсутствия технических регламентов.

3. Министерство считает необходимым отметить, что изменение концептуальных основ Закона путем выведения из сферы действия закона целых отраслей неприемлемо и нецелесообразно.

Статус технических регламентов
, как федеральных законов позволяет устанавливать любые необходимые особенности режимов регулирования по конкретным отраслям, при соблюдении основных требований к порядку их разработки. При этом внесение в статьи Закона поправок, имеющих характер комментария применительно к отдельным отраслям, при наличии согласия и понимания в вопросах разработки проектов технических регламентов, включенных в проект программы разработки технических регламентов на 2004-2006 гг., является нецелесообразным. Соответствующий вопрос неоднократно рассматривался на рабочих совещаниях в Минпромэнерго России со специалистами Росатома, Ростехнадзора и ведущих подведомственных организаций данной отрасли, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также представителями Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

По результатам разработки и применения технических регламентов, в случае необходимости, возможно уточнение отдельных положений Закона, позволяющее отразить особенности регулирования в области использования атомной энергии.

4. Переходный период реализации закона - 7 лет, при этом с момента вступления Закона в силу прошел только один год.

В настоящее время на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации находится проект программы разработки технических регламентов, составленный на основании предложений всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, который включает 145 первоочередных технических регламентов. С выполнением данной программы начнется практическое применение сформированной совокупности новых обязательных требований, реализующих основные положения Закона, что позволит снять многие возникающие на сегодняшний день вопросы.

Следует подчеркнуть, что по итогам применения указанной системы технических регламентов, возможно будут выявлены положения Закона, требующие уточнения.

Таким образом, Минпромэнерго России пришло к заключению, что за прошедший период по Закону не наработана достаточная правоприменительная практика, которая могла бы выявить его возможные недостатки, требующие внесения соответствующих изменений. Кроме того, на данном этапе вопросы, отмеченные выше, могут быть решены на уровне подзаконных актов.

Учитывая вышеизложенное, Минпромэнерго России полагало бы целесообразным сосредоточить усилия на реализации программы разработки технических регламентов и формировании подзаконной нормативной правовой базы в рамках действующих ключевых положений Федерального закона “О техническом регулировании”.

Заместитель министра   А.Г.Реус



11 Октябрь 2004
00:00
Поделиться