19 марта в ТПП ЧР состоялась республиканская конференция, посвященная Всемирному дню защиты прав потребителя.

15 марта - Всемирный день Защиты прав потребителей

Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей как день международного потребительского движения.

В этот день, 15 марта, в 1961 году Джон Ф. Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он назвал четыре основных права потребителя: право на безопасность товаров, на информацию, право на выбор товаров и право на выражение своих мыслей. Общества защиты прав потребителя всего мира сделали эти слова своим манифестом. Международный союз потребителей добавил еще четыре права: право на удовлетворение основных потребностей потребителя, право на возмещение ущерба, право на образование и право на здоровую окружающую среду.

С принятием этих основных направлений Генеральной Ассамблеей ООН потребительские права получили международное признание и законность.
Россия отмечает Всемирный день прав потребителя с 1992 года, когда был принят закон РФ "О защите прав потребителей", законодательно закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций торгующих или оказывающих услуги системы защиты прав потребителей.

В 2004 году Всемирный день защиты прав потребителей посвящен информации о товаре, работе, услуге как основе реализации права потребителей на осознанный выбор.

Права потребителей не могут быть действенно защищены без информирования людей о некачественных, опасных товарах, работах, услугах, о недобросовестных продавцах, изготовителях, исполнителях. Необходимо расширение сферы сравнительного тестирования с потребительской точки зрения, прежде всего, тех товаров, работ, услуг, которые реализуются на местных рынках.

Международным Союзом потребителей предложен девиз “Потребители и вода”.

19 марта в Торгово-промышленной палате Чувашской Республики состоялась республиканская конференция, посвященная Всемирному дню защиты прав потребителя.

Организаторы конференции:

  • Чувашское территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (ЧТУ МАП России);

  • Торгово-промышленная палата Чувашской Республики (ТПП ЧР);

  • ФГУ “Чувашский центр стандартизации, метрологии и сертификации” (ФГУ “Чувашский ЦСМ”);

  • ФГУ “Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Чувашской Республике” (ФГУ ЦГСЭН в ЧР);

  • Управление госинспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по Чувашской Республике (Госторгинспекция по ЧР).

В конференции принимали участие представители чувашских предприятий пищевой промышленности, выпускающих минеральные воды и безалкогольные напитки:

РГУП “Новочебоксарский хлебозавод”;

ООО “Комсомольский ПК “Кооператор”;

ООО “Норусово”, с. Калинино Вурнарского района;

ЗАО “Ситро”;

ОАО “Чебоксарский хлебокомбинат”;

ОАО “АвтоВас”;

ОАО “Чебоксарский хлебозавод № 2”;

ООО ЦПК “Пищевик” Чувашпотребсоюза;

ООО “Букет Чувашии”.

В рамках конференции была проведена мини-выставка продукции, представленной участниками конференции. Со вкусом минеральных вод и напитков могли познакомиться все желающие перед началом работы конференции.

Открыла конференцию начальник ТУ Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Чувашской Республике Т.И. Петрова. Она поздравила всех присутствующих с Всемирным днем защиты прав потребителей и кратко рассказала, как отмечают этот день в мире.

С докладом выступила начальник отдела МАП РФ по ЧР Л.А. Железина:

В руководящих принципах для защиты прав потребителей, принятых Ассамблеей ООН, право потребителя на информацию заявлено, как одно из самых существенных, так как оно тесно связано с другим важнейшим правом – правом на качество и безопасность товаров, работ, услуг, ибо выбор качественного товара зависит от полноты и достоверности информации о нем.

Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. провозгласила развитие личности как базовую предпосылку для решения основных экономических и социальных проблем, выдвигая в качестве одного из приоритетов информирование и просвещение населения по вопросам национальной политики в сфере защиты прав потребителей. Все это будет способствовать тому, что потребитель не только сделает правильный выбор на рынке товаров, работ, услуг, но и сможет в перспективе сыграть роль регулятора на подлинно конкурентном рынке.

Главная задача сегодня – научить потребителя пользоваться информацией, которая должна быть предоставлена ему в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

Закон РФ “О защите прав потребителей” устанавливает перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть предоставлены потребителю и каким образом информация должна доводиться в наглядной и доступной форме, то есть определяет и способы доведения.

Однако, не смотря на 12-летнее действие закона, недобросовестность в представлении информации со стороны изготовителей продолжает иметь место, а применяемые способы введения в заблуждение имеют самую различную форму.

Самым простым способом введения в заблуждение является продажа товаров под чужим именем, не расфасованных, неупакованных, немаркированных, неэтикетируемых изготовителем товаров. Такие нарушения в основном распространены на рынках.

Далее можно отметить использование заимствованных наименований товаров, путем видоизменения их таким образом, что они становятся похожими на товар с традиционными наименованиями.

Другие примеры фальсификации продукта – эта замена исходного сырья продукта, то есть изменение рецептуры, но продукт этикетируется имеющимися в наличии у изготовителя этикетками, где состав продукта представлен так, как он определен нормативными документами.

Следующий пример – не доведение всей обязательной информации, определенной п.п. 32, 34 Правил продажи отдельных видов товаров в магазинах самообслуживания на товарах, расфасованных самим магазином, а применяемые материалы и способы фасования не дают возможности познакомиться со всей интересующей покупателей информацией даже имеющие какой-то этикет.

Имеет место непредставление информации на русском языке на бытовые электроприборы, комплектующие к компьютеру, электроосветительные гирлянды, на сотовые телефоны, кроме того, можно отметить, что на ряд этих и других товаров нет ни инструкций, на правил пользования.

Приведенные примеры свидетельствуют об имеющихся проблемах с информацией о товарах.

С докладом “Контрафактная продукция. Проблемы и пути решения” выступил исполнительный директор Торгово-промышленной палаты ЧР К.Э. Вахрушев.

Контрафакция (позднелат. contrafactio - подделка, от лат. contra - против и facio - делаю) - незаконное использование известных на рынке товарных фирменных знаков с целью извлечения доходов от производства и реализации товаров, сходных с товарами известных фирм. Контрафакция преследуется по закону соответствующей стороны.

Контрафактная продукция наносит огромный ущерб, прежде всего добросовестным товаропроизводителям, а также государству и самим потребителям.

Основые проблемы борьбы с контрафактной продукцией:

- только 30% дел доходят до суда;

- отсутствие торговой марки у изготовителя;

- низкая информированность потребителей;

- не решены проблемы с хранением и утилизацией контрафактной продукции, что затрудняет ее изъятие.

Среди мер по борьбе с контрафактной продукцией значатся:

- приведение законодательства РФ в соответствии с требованиями международной организации;

- качественное взаимодействие контрольных и надзорных органов.

В России создано Национальное агентство по борьбе с распространением фальсификаций (НАБРФ), которое учреждено по инициативе отделения проблем экономической безопасности Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ (АБОП). Академией создано более 50 отделений в субъектах Федерации.

Необходимость создания Национального Агентства продиктована катастрофическим состоянием дел в различных секторах Российского рынка потребительской продукции. Рынок изобилует огромным количеством фальсифицированной продукции, не соблюдаются авторские права владельцев товарных знаков. Отсутствует законодательная база по урегулированию ответственности за подделку товаров. Имеет место незаконный оборот финансов, сырья и готовой продукции. Все это наносит ущерб здоровью населения, а также приводит к моральным и материальным потерям производителей готовой продукции, приводит к недобору налогов государством, уводу капитала в теневой сектор и коррупции.

Между тем, эта проблема не является новой и неизвестной. Проблема фальшивой продукции существует давно и в государствах со стабильной рыночной экономикой. В мире накоплен достаточный опыт, как на государственном уровне, так и на уровне общественных организаций и производителей, по противодействию этому явлению. Рецепты известны:

политическая воля государства, выраженная в законах, укрепление исполнительной и судебной власти;

добровольная и сознательная защита своей продукции производителями владельцами товарных знаков;

повышение правовой и потребительской культуры населения.

При этом работа во всех трех направлениях должна идти параллельно.
С чего начинать?

Первый шаг - наиболее наглядный - защита упаковки и этикетки потребительской продукции с целью достоверной идентификации производителя. В настоящее время в мире накоплен большой опыт по идентификации продукции и защите ее от подделок. Это и оригинальный дизайн упаковки и этикетки, и применение специальных красок и материалов для печати, и использование голографических технологий, и применение скрытых методов нанесения считывания информации и т.д. Как показывает практика, наиболее эффективным является комбинированное применение защитных технологий.

Следующим шагом должна стать рекламно-информационная поддержка примененных нововведений по защите продукции с описанием особенностей упаковки и маркировки товара с тем, чтобы можно было достоверно идентифицировать производителя.

Важное значение имеет мониторинг соответствующих секторов рынка. Предприятия-собственники товарных знаков не должны самоустраняться от решения этой проблем, а привлекать к решению этих вопросов соответствующие негосударственные организации и предприятия.

Эффективная борьба по искоренению такого явления, как подделка и фальсификация невозможна без соответствующих изменений в законодательстве и пропаганды и разъяснительной работы среди населения.

Были заслушаны специалисты предприятий-изготовителей минеральных вод и напитков, которые рассказали о достоинствах своей продукции.

В своем докладе “О качестве и безопасности добываемой в Чувашии минеральной воды” заведующая отделом Центра Госсанэпиднадзора в Чувашской Республике Л.М. Исаева отметила:

В настоящее время в Чувашии выпускается более 30 наименований минеральных вод. Из них 15 наименований – лечебно-столовые минеральные воды.

Необходимо различать лечебно-столовую минеральную воду от столовой минеральной воды. Для этого необходимо постоянно информировать потребителей.

Минеральная вода, выпускаемая в Чувашии, безопасна для применения. Все предприятия используют в качестве тары свои ПЭТ-бутылки, что позволяет повысить безопасность своей воды.

О сроках годности. ПЭТ-бутылка – однослойная, поэтому имеет способность пропускать газ. Стойкость воды в ПЭТ-бутылках не сравнить с водой, разлитой в стеклянные бутылки. Полимерные тара также имеет способность впитывать посторонние запахи.

Некоторые производители указывают большие сроки годности своей продукции (до 12 месяцев). Необходимо помнить, чем больше указан срок годности, тем меньше вероятность того, что минеральная вода будет обладать необходимым качеством.

На Западе происходит постепенное возвращение к стеклянным бутылкам.

Все участники конференции, представившие свою продукцию, были награждены Дипломом Межведомственного координационного Совета по делам потребителей за активное участие в конкурсе “Потребитель и вода”.

В рамках конференции был проведен конкурс, который по результатам дегустации представленных образцов бутилированной минеральной и питьевой воды определил лучшие товары по номинациям:

- “За лучшее оформление безалкогольного напитка” – “Ананас” (РГУП “Новочебоксарский хлебозавод”);

- “За лучшее оформление минеральной воды” – “Три колодца” ( РГУП “Новочебоксарский хлебозавод”);

- “За безалкогольный напиток с отличными вкусовыми качествами” – “Солнышко” (ООО “Кооператор”);

- “За минеральную воду с отличными вкусовыми качествами” – “Жемчужная” (ОАО “Чебоксарский хлебозавод № 2”);

- “За лучший безалкогольный напиток детской серии” – “Солнышко”, “Понтовый” (ООО “Кооператор”).

Всем победителям были вручены дипломы.

 

 

 

 



23 марта 2004
00:00
Поделиться